Новая эпоха трезвости
7 октября 2024 г.
Алкоголь нынче не в моде — за последние 20 лет доля непьющих россиян выросла почти вдвое. Трендсеттеры трезвого образа жизни — зумеры и младшие миллениалы.
- За последние 20 лет доля потребителей алкоголя сократилась с 73% до 52%.
- Цена остается ключевым критерием при выборе алкоголя российскими потребителями (41%, 2004 г. — 59%).
- Основной причиной злоупотребления алкоголем россиянам по-прежнему видится желание снять стресс и напряжение (2024, 2004 г. — 38%).
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о том, как за последние 20 лет изменились практики потребления алкоголя в России.
Трезвость как норма
В России наблюдается заметный сдвиг в культуре потребления алкоголя. Все больше людей демонстрируют приверженность трезвому образу жизни, что обусловлено совокупностью различных факторов — сменой поколений, активизацией антиалкогольной политики, модой и другими. Согласно результатам свежего опроса ВЦИОМ, доля абстинентов (тех, кто вообще не потребляет спиртные напитки) в нашей стране практически сравнялась с долей текущих потребителей алкоголя (48% и 52% соответственно), тогда как 20 лет назад последних было чуть ли не втрое больше, чем трезвенников (73% vs 27%).
Согласно имеющимся данным, слом советской, или «водочной, модели потребления спиртных напитков наблюдался уже в начале
Алкогольные предпочтения имеют четко выраженную гендерную специфику. «Мужскими» напитками можно назвать пиво (25% vs 13% женщин), а также крепкий алкоголь — водку (19% vs 5%), виски (5% vs 1%) и коньяк (9% vs 5%), «женскими» — только вино (26% vs 11% мужчин). Потребителей вина также отличает наличие высшего образования (26%) и хорошее материальное положение (24%).
Доля не пьющих алкоголь россиян за последние 20 лет выросла в 1,8 раз, с 27% до 48%. Отчетливее всего влияние строгих культурных и религиозных норм на паттерны потребления алкоголя можно наблюдать на примере Северо-Кавказского федерального округа — самого непьющего региона страны. Доля трезвенников там составила рекордные 71%, в то время как в других регионах России показатель колеблется от 45% до 50%.
Помимо региона проживания приверженность трезвому образу жизни обусловлена полом, уровнем достатка, местом работы. Россияне, не употребляющие алкогольные напитки, — чаще женщины (53% vs 43% мужчин), представители двух младших
Когда возраст не помеха
Чем старше россияне, тем более явно доносятся отголоски советской модели потребления алкоголя. Так, например, водку чаще всего пьют представители трех старших советских поколений — реформенного
Любителей хмельного напитка больше среди зумеров, или цифрового поколения, (2001 г. и позже) и старших миллениалов
О критериях выбора алкоголя
Выбирать алкоголь российские потребители предпочитают самостоятельно — 64% ориентируются на собственное мнение. Далее с ощутимым отрывом следуют такие факторы, как страна и регион производства напитка (26%), мнение родственников, друзей (18%), скидки, бонусы, подарки (8%). Примечательно, что на разного рода акции российские потребители одинаково «ведутся» вне зависимости от материального положения
Когда речь касается только характеристик товара, на первый план выходит его стоимость (41% от числа употребляющих алкоголь). Как и 20 лет назад, этот фактор при выборе напитка является ключевым (2004 г. — 59%). Вторым по популярности ответом остается производитель (36%, 2004 г. — 51%), тогда как привязка к бренду за рассматриваемый период заметно ослабла — 26% (vs 41% в 2004 г.), — сегодня потребители чаще ориентируются на регион производства (35%, +22 п.п.), нежели марку. На внешний вид бутылки опрошенные по-прежнему смотрят едва ли не в последнюю очередь, важность упаковки и этикетки отмечают 9% и 6% соответственно (2004 г. — 10% и 4% соответственно). В числе спонтанно названных характеристик алкоголя (не предлагавшихся в перечне ответов) по большей части фигурируют вкусовые (качество, вкус, состав, крепость).
На цену одинаково часто ориентируются потребители пива (47%), водки (42%) и вина (41%), на регион производства — винолюбы (55% vs 26% потребителей пива и водки).
Чем хуже материальное положение, тем важнее «цена вопроса»: каждый второй опрошенный с плохим и очень плохим материальным положением при покупке алкоголя ориентируется на его стоимость (53%), в среднедоходной группе показатель опускается до 42%, а в высокодоходной — до 31%. Для «богатых» решающими факторами при покупке оказываются регион производства (39%) и производитель (35%).
Слабохарактерность, привычка или бегство от реальности?
Основным мотивом злоупотребления спиртными напитками россиянам по-прежнему видится желание снять стресс и напряжение (по 38% в 2024 и 2004 гг.). Более четверти опрошенных причиной этой пагубной привычки считают отсутствие силы воли (27%, 2004 г. — 29%), каждый пятый говорит о потребности людей «залить» горе, беду (20%, 2004 г. — 17%). Менее убедительными причинами злоупотребления спиртными напитками за последние 20 лет для россиян стали безделье (26%, —11 п.п. с 2004 г.), влияние ближайшего окружения (18%, —5 п.п.) и неуверенность в завтрашнем дне (14%, —11 п.п.). То же касается и так называемого мифа о «пьющей» России: сегодня распитие спиртных напитков заметно реже воспринимается как часть культуры — национальной традицией его могут назвать только 7% (vs 20% в 2004 г.). Еще 11% отмечают доступность алкоголя (2004 г. — 14%). Несмотря на давний запрет рекламы спиртных напитков в СМИ и интернете, такой вариант отметили 4%, или вдвое меньше, чем в 2004 г. (8%).
Мнение представителей самого старшего поколения — поколения застоя (77+ лет) — идет вразрез с мнением «большинства». Так, например, ключевой причиной злоупотребления алкоголем в этой группе считают отсутствие силы воли, слабохарактерность (32%), тогда как доминирующим ответом среди остальных является снятие стресса и напряжения, чаще это отмечают младшие миллениалы — 52%. О влиянии ближайшего окружения старшее поколение, напротив, говорит в
А вот потребление спиртных напитков практически не отражается на представлениях о причинах алкоголизма. Текущие потребители лишь немногим чаще «трезвенников» говорят о снятии стресса (44% vs 32%), а «трезвенники» — об отсутствии силы воли (30% vs 25% среди употребляющих спиртные напитки), доступности алкоголя (14% vs 9%) и о влиянии рекламы (6% vs 3%).
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ
Комментарии закрыты.