Новые приключения AI в условиях импортозамещения
20 декабря 2023 г.
Сложности с пониманием технологий, лежащих в основе основных трендов, могут сработать как драйверами, так и ингибиторами для развития национального рынка ИТ. Это хорошо видно на примере «искусственного интеллекта» и его применения в экономике.
Когда AI «невидим»
Традиционно лидерами в инновациях, использующими возможности цифровых решений, являются банки и ритейл. Эти сегменты находятся в «реальной экономике», где конкуренция традиционно высока, а большинство услуг в высокой степени коммодитизированы. Такое сочетание означает, что нужно постоянно анализировать рынок, чувствовать тренды и создавать для клиентов актуальные предложения, с одной стороны, конкурентоспособные по ценам, с другой — позволяющие оставаться рентабельными самим бизнесам.
Разумеется, предприятия этих двух сегментов активно внедряют решения на базе AI. 87% опрошенных в ходе исследования КРОК, проведенного в декабре среди российских ритейлеров и предприятий сегмента FMCG, показали, что заинтересованы во внедрении решений, использующих элементы «искусственного интеллекта». Однако остается открытым вопрос с оставшимися 13% опрошенных. Обойтись без AI они не могут, но по какой причине не подтвердили свою заинтересованность в нем?
Зачем AI нужен бизнесам данного сегмента
Сегодня AI представляет собой новый способ программирования. Обучение нейросетей позволяет решать ряд практических задач радикально быстрее и эффективнее, чем это достижимо традиционными алгоритмическими методами. Заметим, что верно и обратное: для ряда практических задач AI неэффективен по ряду причин, а старая добрая математика способна привести к решению быстрее и проще.
На практике задачи перед ИТ ставит бизнес, а для их решения применяют комбинацию разных методов: как модерновых AI, так и вполне традиционных. В каких областях присутствуют задачи, которые уже проблематично решать — с нужной скоростью экономически оправданными затратами — без использования обученных нейросетей?
- Видеонаблюдение сегодня не бывает без видеоаналитики, так как полностью видеопотоки «вручную» не отсмотреть даже для относительно простых задач — например, для предотвращения воровства товаров покупателями и мошенничества персонала — нужное количество операторов в теории обойдется слишком дорого, а на практике при имеющемся дефиците рабочей силы и взять их неоткуда. Если возникают задачи, требующие более сложной аналитики, — например, оптимизации размещение стеллажей и товаров в торговых залах — то вручную их сейчас вообще не решить с нужной скоростью.
- Анализ данных. В большинстве случаев обработка любых BigData — как от внешних источников, так и накопленных собственными CRM-системами, а также обогащенных — без AI-инструментов проблематична. В ситуации, когда данные не только цифровые, но и медийные — например, видеопотоки с информацией о перемещении покупателей по торговым залам, полученные с камер наблюдения — тут уже не обойтись без видеоаналитики, о которой мы упоминали. Ценообразование и применение скидок, развитие систем лояльности, изменение в логистике и оптимизация складских запасов — все эти задачи приходится решать в зависимости от действий конкурентов и других условий, которые меняются каждый день.
- Автоматизация процессов позволяет снять с персонала часть рутинных задач, освобождая рабочее время для выполнения функций, с которыми человек справляется лучше. Конечно, далеко не все задачи автоматизации требуют AI — с многими традиционные алгоритмы справляются без проблем — но во многих ситуациях уже без AI не обойтись. Пример: «первая линия» в call-центре, где «голосовые роботы» выполняют первичную обработку входящих вызовов. Причем они обрабатывают не обязательно телефонные звонки — анализ речи нужен и для обращения через чаты и мессенджеры, омниканальность уже стала нормой. Другой пример: HR, когда ритейлерам нужно нанимать десятки тысяч сотрудников. Напомним, что главной проблемой для большинства работодателей (71%) в уходящем году стал поиск и найм сотрудников, а чаще всего с этим сталкивались компании из сфер FMCG (79%), по данным исследования HH.ru. В сегменте HRtech без роботизации — в том числе, «голосовых помощников», использующих AI, обойтись крайне проблематично.
Разумеется, есть и другие примеры, но перечисленных достаточно, чтобы понять: современному ритейлу без AI просто не выжить. Конечно, мелкие бизнесы, располагающие одной-двумя торговыми точками в отдаленных локациях, могут и не практиковать data driven в организации бизнеса, полагаясь на интуицию и «здравый смысл», но вряд ли такие компании попадали в опрос КРОК. Однако из каждых девяти компаний одна опрошенная «не знала», что в повседневной практике ее аналитиков, менеджеров, «безопасников» и других отделов применяют решения на базе AI не только ежедневно, но и ежеминутно.
Что это значит?
Рассмотренный пример иллюстрируют некоторые важные особенности момента. Во-первых, традиционные решения и AI совместно работают в составе большинства систем для бизнеса, отдельный экономический вклад каждой из них вычислить невозможно. Например, если обновление системы видеонаблюдения привело к уменьшению убытков от краж в торговых задах, то проблематично понять, какая именно часть полученной экономии обусловлена именно видеоаналитикой, а какие — организационными изменениями, обучением и мотивацией персонала, инвестициями в «железо» и т. д.
Во-вторых, бизнесу все более безразлична становится технологическая часть. Что именно расположено «под капотом» и в каком сочетании — для лиц, принимающих решения, совершенно не важно в обсуждении большинства ИТ-решений. Но есть некоторые важные нюансы, про которые стоит помнить.
К AI привлечено повышенное внимание со стороны как заказчиков, так и государства, чем бизнес может с успехом воспользоваться, используя данное обстоятельство для ряда маркетинговых задач. Например, наличие акцента на присутствие AI-инструментов в продукте будет актуально, даже если они в минимальных количествах и не оказывают существенного влияния на реальные уникальные технические преимущества решения. Упоминание AI становится важным в ходе PR- и GR-активностей, а также для ряда задач взаимодействия с государством. Напомним, что использование технологий «искусственного интеллекта» станет обязательным для бизнеса, претендующего на получение государственной поддержки из средств федерального бюджета, как отметил Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ, сославшись на поручение Президента.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News
Комментарии закрыты.