Кризис облачности: почему облачные сервисы потеряли доверие бизнеса
21 сентября 2023 г.
Аналитики Gartner уверены, что в ближайшие 5 лет облачные вычисления станут не только технологическим подходом к доставке приложений, но и ключевым фактором бизнес-инноваций. И хотя сегмент облаков действительно один из самых быстрорастущих на ИТ-рынке, в последнее время он переживает определенный кризис — как минимум в России. О том, почему так происходит и что будет с решениями по модели as a service в дальнейшем, рассуждает Иван Денисов, генеральный директор компании GTLogistics.
Облачные сервисы настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что мы во многих случаях даже не отдаем себе отчет о том, что пользуемся ими. Облачная почта, мессенджеры и хранилище для фотографий и видео, возможность работать с документами и презентациями в облаке в совместном режиме, а не пересылая файлы друг другу — все это сервисы, без которых цифровой пользовательский опыт был бы куда ограниченнее. Даже столь модные сейчас инструменты на базе технологии искусственного интеллекта — это тоже работающая из облака сущность.
В корпоративной среде проникновение облаков также весьма заметно. В облачной среде может работать система электронного документооборота, CRM, ERP и многие другие. Там же часто размещается среда для ИТ-разработки и пространство работы над проектами. Тем более, облака распространены в среднем и малом бизнесе — именно благодаря им МСП получили доступ к ИТ-решениям, которыми в «дооблачную» эру могли пользоваться только крупные компании со своей инфраструктурой.
Удар под дых
И казалось бы, ничего не предвещало беды. Однако 2022 год, запомнившийся беспрецедентным санкционным давлением и массовым исходом западных вендоров из России, нанес сокрушительный удар под дых многим компаниям, которые доверяли облакам.
Вспомните, с чем столкнулись многие компании, пользовавшиеся облачными сервисами: вечером все нормально работает, а утром корпоративная система вдруг оказывается недоступной. И все это зачастую без предупреждения, без возможности заранее забрать оттуда данные. Как говорил один из героев известной советской комедии, «всё, что нажито непосильным трудом, — всё пропало!»
Конечно, это касалось западных поставщиков сервисов — тех, кто пользовался российскими решениями, проблемы в основном обошли стороной. Но сам факт того, что ИТ-составляющая, которая многим виделась существующей вне политики, вдруг оказалась зависящей от воли политической верхушки и геополитических событий, повергла многих в шок.
Те, кто в свое время ввел в ФЗ-152 пункт о хранении персональных данных на территории РФ, наверняка не удержались от фразы «а мы же говорили!». Однако бизнес оказался в настолько сложных условиях, что начал думать не о переезде всех сервисов к российским провайдерам, а в принципе об отказе от облаков. И появление такой идеи вполне объяснимо: используя любой облачный сервис, ты оказываешься во власти того, кто этот сервис предоставляет. Да, ты экономишь деньги, не вкладываясь в развитие собственной инфраструктуры, получаешь много других «облачных» бонусов. Но при этом в любой момент нужный сервис может оказаться заблокированным, как говорится, по щелчку. Наверняка почти у каждого есть знакомый на расстоянии 7 рукопожатий, который потерял все свои фотографии по причине того, что самый известный глобальный облачный сервис заблокировал аккаунт из-за только ему одному понятных нарушений. И если в случае с личными фото мы теряем только воспоминания, то для бизнеса невозможность использовать тот или иной облачный сервис может принести убытки. А в исключительных случаях привести даже к летальному исходу для компании.
Защитная реакция
Пикантность ситуации добавляет то, что облачные решения стали крайне рисковыми и с точки зрения непосредственно информационной безопасности.
С 2022 года киберпреступники сместили свое внимание с получения финансовой прибыли на дестабилизацию работы различных институтов и отраслей. Так что даже те отрасли, которые раньше считали себя неинтересными для злоумышленников, вынуждены пересматривать риски — конечно, в сторону их повышения.
А облачные сервисы — это источник повышенной опасности, как и все, что находится за периметром организации. На «чужой» стороне вероятность появления сотрудника, который захочет показать, кто неправ в конфликте, всегда выше, чем появление такого же внутри компании. И это, увы, касается не только облачных сервисов иностранных провайдеров, но и отечественных.
В случае с западными поставщиками ситуация осложняется еще и тем, что доступ к данным могут потребовать власти. Долго ли будет сопротивляться провайдер и будет ли это делать в принципе, вопрос, скорее, риторический.
Любопытно, что эта проблема не нова. Например, еще в далеком 2013 году опрос Cloud Security Alliance показал, что 56% респондентов за пределами США заявили, что вряд ли станут использовать американские облачные сервисы. Причиной стали громкие разоблачения о доступе правительства США к информации о клиентах компаний — пользователей облаков.
Конечно, спустя 10 лет многое изменилось, но проблема доступа к данным в облаках и их защищенности явно осталась прежней. И в текущей ситуации риски для многих оказываются слишком высокими, заставляя искать альтернативу.
В поисках альтернативы
На самом деле вопрос доверия к формату «как сервис» актуален не только для пользователей — сами ИТ-компании, разрабатывая решения, вынуждены уже на начальном этапе выбирать, будут ли делать облачную версию. И вопрос этот далеко не праздный. Если доверие к облакам подорвано, то и интерес к подобным продуктам будет снижен.
У облачных решений есть ряд плюсов, которые бизнес терять не хочет: легкость масштабируемости и развертывания нового функционала, быстрый старт и так далее. Понятно, что поставщик хочет, чтобы у его продукта подобные плюсы были — это помогает в конкуренции за клиентов.
В действительности подобные плюсы можно получить и в других форматах — не облачных. В свое время, когда запускали свою WMS, мы приняли стратегическое решение — делать коробочный продукт. Его плюсы, как ни удивительно, во многом совпадают с тем, что дают облака. Например, коробочная структура позволяет проводить более быстрое внедрение продукта с уже готовыми функциями, то есть минимально необходимым набором функций для конкретного заказчика. А значит, есть возможность того самого быстрого старта в сравнении вариантом персональной разработки функций под потребности компании.
Решается в этом случае и задача минимизации затрат бизнес-пользователя. Если компании необходим минимальный набор функций, то она может их получить по соответствующей цене. А при необходимости функциональность можно нарастить — просто докупить новый модуль, сконфигурировав со временем тот вариант, который будет оптимальным. Т. е. получается конструктор — схожий с облачным по возможностям масштабирования и наращивания модулей, но без рисков, которые есть у решений формата SaaS.
Безоблачное будущее
Конечно, будущее без облачных сервисов — это утопия. Они останутся, ими будут пользоваться. Но я уверен: многое изменится. Один из наиболее вероятных вариантов — вынос в облака лишь некритичных для бизнеса, второстепенных функций, а критичные задачи будут размещаться внутри контура организации.
Кстати, некоторые коллеги говорят, что опыт нашей страны пристально изучается за рубежом. И, соответственно, репутация облачных сервисов там также несколько подмочена (как, впрочем, и репутация некоторых западных вендоров). Так что, возможно, тренд не ограничится территорией только нашей страны. Но покажет это только время.
Источник: Иван Денисов, генеральный директор компании GTLogistics
Комментарии закрыты.