Отечественное ПО для коммерческих заказчиков: на что и как переходить? Часть II
15 августа 2023 г.
Продолжение. Начало тут
Реалистичен ли в принципе полный переход российских пользователей — от частных лиц до коммерческих и бюджетных организаций — на полностью отечественное и/или официально поставляемое из дружественных стран ПО? По этому вопросу мнения экспертов разделились.
«В сфере ИТ нет ничего невозможного, — уверен Андрей Кузнецов, генеральный директор „Рубэкап“ (входит в ГК „Астра“). — Главное — не останавливаться и продолжать создавать качественные и конкурентноспособные ИТ-продукты, предлагая рынку лучшее. Находимся ли мы сейчас в роли догоняющих? Возможно, но только отчасти. Стоит держать в уме, что многие западные компании имеют историю разработки в десятки и более лет, за их плечами стоят многомиллионные инвестиции. И наше преимущество заключается в том, что опираясь на международный опыт, можно и нужно создавать отечественный софт, который не будет уступать ни в функциональности, ни в удобстве пользования западным ИТ-игрокам».
Импортонезависимость, подчёркивает Павел Калякин, генеральный директор компании «МойОфис», стала сегодня ключевой задачей для России: «После событий минувшего года, когда российский рынок покинуло свыше 170 иностранных ИТ-компаний и порядка 50 организаций значительно сократили своё присутствие на нём, многие корпоративные клиенты столкнулись с отзывом лицензий, прекращением услуг технической поддержки и отключением доступа к обновлениям программного обеспечения. В таких условиях кратно возрастают риски информационной безопасности и несанкционированного доступа к конфиденциальным данным, нарушаются устоявшиеся бизнес-процессы. Организации испытывают необходимость экстренно менять ИТ-инфраструктуру, чтобы обеспечить цифровую независимость от геополитических изменений, что в свою очередь, приводит к росту популярности ПАК, решений on-premises и частных облаков».
«По нашим данным, — продолжает эксперт, — уже более 80% государственных организаций и компаний с госучастием начали комплексный переход на российское ПО. Среди частных компаний доля чуть ниже, однако находится на исторически максимальных значениях: бизнес начал всерьёз задумываться о переводе собственной инфраструктуры на полностью отечественный софт и активно проводит тестирования российских ИТ-решений. Основным же препятствием для перехода на отечественное ПО становится попустительство пиратству. К сожалению, в некоторых сегментах уровень пиратства, в том числе в государственных организациях, за последние два года значительно вырос — и, по данным аналитического агентства BCGroup, объём пиратства на российском ИТ-рынке сегодня превышает 52%».
Каждая задача требует оценки целесообразности, напоминает Алексей Никитин, генеральный директор Visiology, — и потому на 100% импортозамещать ПО нет нужды, если только речь не идёт о критически важных инфраструктурах и основных бизнес-процессах: «Впрочем, в сфере BI есть своя специфика, потому что потеря доступа к ПО или сервису может практически парализовать процесс принятия взвешенных решений. Без аналитики оказалось практически невозможно ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. Поэтому по мере развития российских BI-платформ и наработки практики системными интеграторами показатель перехода на российское ПО будет становиться все выше».
Тем не менее, считает эксперт, и впредь часть компаний готова будет мириться с рисками, продолжая работать просто через VPN, а часть продолжит самостоятельно поддерживать локальные инсталляции ПО: «Другие переносят свои юрисдикции в страны, не закрытые санкциями, чтобы продолжить работу с привычным ПО. Но есть интересная особенность: в подавляющем большинстве случаев заказчики, которые остались без BI-платформы или других жизненно важных для компании инструментов, всё-таки выбирают российские продукты для дальнейшего развития. Всё дело в том, что они на своём опыте знают, сколько денег и каких усилий стоит перенос экспертизы и восстановление нормальной работы на другой платформе, — и поэтому не хотят сталкиваться с подобными ситуациями в будущем, даже если по закону к ним нет требований о применении российского ПО».
«Чтобы перевести на уже имеющееся отечественное ПО госсектор, требуются действия со стороны регулятора: жёсткие требования по переходу с невозможностью тратить бюджеты на иностранные продукты, — замечает Дмитрий Серый, заместитель директора и соучредитель компании Vinteo. — С коммерческими компаниями сложнее: запреты и ограничения тут вряд ли могут ускорить процесс, ставку нужно делать на конкурентоспособность российских разработок. Ведь в этом сегменте идёт прямая конкуренция за заказчика с иностранными решениями, или могут вмешаться внешние факторы с ещё более массовым и полным отключением сервисов западными корпорациями».
Александра Залманова, ведущий эксперт по российскому ПО в ГК Softline, считает более чем реальным риск того, что внешние вендоры продолжат покидать российский рынок: «Помимо этого можно отметить ещё ряд предпосылок к переходу российских пользователей на полностью отечественное и/или официально поставляемое из дружественных стран ПО, среди которых:
- качество и функциональность программного обеспечения (ПО должно удовлетворять потребности пользователей, обладать необходимым функционалом для решения их задач, а также быть надёжным, безопасным и удобным),
- разработка, развитие и совершенствование отечественных продуктов (важно, чтобы российские компании-разработчики предоставляли пользователям не только саму программу, но и регулярные обновления, техническую поддержку, документацию, учебные материалы; также важна поддержка и со стороны государства: создание нормативной базы и дополнительные программы финансирования),
- безопасность и защита данных (включая соблюдение соответствующих законодательных требований),
- повышение цифровой грамотности российских граждан (сейчас переход на отечественное программное обеспечение для частных лиц остаётся вопросом личного выбора, однако проведение обучающих мероприятий поможет повысить осведомлённость пользователей о возможностях отечественного ПО и его преимуществах)».
Сколько же времени должно пройти, чтобы такой переход был совершён практически на 100% по всем направлениям, от операционных систем и многопользовательских игр до офисных пакетов и банковских платформ? «По мнению экспертов, к 2030 году в России можно ожидать до 70 % замещения ПО, — продолжает Александра Залманова. — В целом, такой переход возможен. Но он потребует времени на доработку программного обеспечения и разработку отсутствующих узкопрофильных решений. Что касается аппаратных платформ, то хоть одной из самых востребованных на текущий момент платформ и является x86, сегодня многие вендоры уже предлагают рынку операционные системы с поддержкой разных аппаратных платформ. Например, решение от „Базальт СПО“ поддерживает до десяти платформ, среди которых: x86, ARM, „Байкал“, „Эльбрус“ и другие».
Александр Чиченин, директор по ИТ компании ITentika, подчёркивает, что скорость перехода на импортозамещающее ПО сильно зависит от конкретного сегмента: «Банковские платформы мигрируют быстрее всего, так как в РФ именно в этом сегменте изначально было много отечественного ПО, и по многим направлениям мы сильно опережали другие страны. В части операционных систем вполне успешно происходит разработка производных коммерческих версий на базе существующих открытых Linux-дистрибутивов. В этих сегментах можно ожидать завершения перехода в течение
Говоря о мобильных ОС, эксперт отмечает, что ситуация здесь значительно сложнее: «В публичном секторе в данный момент практически нет действительно зрелых отечественных ОС или открытых дистрибутивов, на базе которых можно было бы быстро такие системы создать. В промышленности, авиации и бюджетных организациях постепенно внедряется ОС „Аврора“, но процесс заметно буксует из-за отсутствия достаточного рынка совместимых устройств и сообщества разработчиков ПО для этой системы. В зависимости от сегмента срок перехода можно оценить от 2 до 5 лет. В частном же секторе, вероятнее всего, в обозримом будущем мы пойдём по пути Китая, постепенно переходя на глубоко модернизированные и адаптированные под РФ платформы на базе Android, которые вытеснят распространённые сейчас устройства c сервисами, адаптированными под рынки Китая и остального мира (Huawei и Google). Тем не менее, пока устройства с сервисами Google в РФ широко доступны, этот процесс по-настоящему не заработает. Важно, что издержки на создание ПО от масштабности рынка зависят намного меньше, чем для большинства других отраслей. Да и рынки дружественных стран при правильном подходе могут вполне покрыть и многократно перекрыть эти издержки. Ориентироваться же исключительно на рынок РФ в большинстве отраслей нецелесообразно».
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
Комментарии закрыты.