Парадоксы и вызовы системной интеграции в России: год 2023-й. Часть I
3 августа 2023 г.
Экспертиза и компетенции системного интегратора в России десятилетиями самым естественным образом опирались на опыт поставщиков ИТ-оборудования с мировыми именами — наработанный за десятилетия и отлаженный во множестве стран и на самом широком спектре реальных проектов. Теперь ситуация принципиально изменилась: запросы отечественных заказчиков даже растут по мере всё более уверенного приспособления к текущим экономическим условиям; при этом свободных средств в них распоряжении меньше, чем прежде, — да а и следовать единым глобальным стандартам организации ИТ-инфраструктуры теперь не так-то просто.
Кубик на кубик?
На взгляд со стороны может показаться, что до 24 февраля 2022 г. системная интеграция в немалой степени напоминала сборку серийной модели детского конструктора, а после — стала походить, скорее, на изготовление по беглому наброску уникальной поделки из разномастных спичек и желудей.
Сергей Торговцев, заместитель технического директора «АМТ-ГРУП»:
В годы сотрудничества с мировыми лидерами мы получали от них не только оборудование и ПО — мы получали нескончаемый объем полезной информации: лучшие практики, удобные конфигураторы, документацию, обучение специалистов, мнение экспертов и многое другое. Это позволяло наращивать собственную экспертизу и компетенции. При этом наш опыт строился именно на специфике российских проектов, приземлении зарубежных практик в условиях российского законодательства и интеграции разнообразного зарубежного оборудования между собой.
Сейчас у заказчиков возникает больше вопросов к интеграторам, ведь ранее часть из них закрывали зарубежные партнеры. Чтобы наши консультации оставались на том же экспертном уровне, приходится прикладывать гораздо больше усилий. Это немного напоминает
90-е годы, когда в РФ только начали появляться представительства зарубежных ИТ-производителей. Важное отличие от того периода — за эти 30 лет мы смогли накопить огромный опыт, нарастить серьезную экспертизу, организовать собственные лабораторные стенды и т. д. Сегодня интеграторы ищут компромиссы, используют нестандартные подходы. Порой бывает проще отказаться от использования внедренных у заказчика проприетарных решений, чтобы обеспечить полноценное развитие ИТ-инфраструктуры на ближайшие годы. За счет этого рынок ИТ-услуг эволюционирует.Кроме того, российские производители получили резкий прирост экспертизы у своих команд: к ним присоединились специалисты, работавшие в российских подразделениях зарубежных вендоров. Мы видим, как меняется в этом случае качество их взаимодействия с интеграторами. У них появляются похожие инструменты для работы с партнерами, конфигураторы, партнерские и маркетинговые программы, сайты с информацией для партнеров, программы обучения и демо-комплекты оборудования. Это тоже позволяет рынку ИТ-услуг и консалтинга расти и развиваться.
Поддержка ИТ-сектора со стороны государства привела к тому, что системные интеграторы стали выводить на массовый рынок продукты, которые ранее использовались исключительно в частной практике. И АМТ-ГРУП тут не исключение. Мы более 5 лет развивали свое собственное решение АМТ InfoDiode, и сейчас можно смело сказать, что это полноценный самостоятельный продукт.
Впрочем, Станислав Винников, директор компании «Абак-2000», с этим не согласен: «Нет двух одинаковых проектов: всегда различались исходные данные, требования, окружение и т. д. Но до февраля 2022 года были чёткие правила работы, по которым можно действовать. А сейчас правила меняются слишком часто, порой даже в процессе самой игры».
Разделяет такое мнение и Сергей Торговцев, заместитель технического директора АМТ-ГРУП: «Да, до 24 февраля 2022 г. системный интегратор прибегал в своих проектах к тем документам, которые предлагали производители, и использовал их в проектах. Но очень редко можно было найти дизайн, в котором присутствовало то многообразие производителей, которое использовал в своих проектах системный интегратор. В этом и заключается основная ценность системного интегратора — в умении создавать и реализовывать сложные и комплексные проекты».
Сергей Назаров, заместитель генерального директора CTI по сервису, уточняет, что ранее каждый интегратор поддерживал партнёрские отношения с теми или иными мировыми вендорами — и тем самым получал доступ к технологиям и возможность пользоваться экспертизой производителей: «Разумеется, эта экспертиза в первую очередь относилась к собственным продуктам, однако современные ИТ-системы и комплексы настолько сложны, что производители вынуждены учитывать кроссплатформенные особенности эксплуатации. Поэтому почти все вендоры тестируют свои продукты на совместимость со сторонними — и выпускают так называемые матрицы совместимости».
Теперь же, продолжает эксперт, ситуация стала несколько разнообразнее и сложнее: «Во-первых, нельзя привлечь экспертизу ушедших с рынка производителей. А во-вторых, список устоявшихся лидеров рынка активно пополняется отечественными и азиатскими продуктами, для которых пока нет наработанной глубокой экспертизы. Но движение по её наработке не останавливается. Интеграторы предлагают заказчикам решения, предварительно проведя многочисленные циклы тестирований, стендирования и переобучения специалистов. Через некоторое время списки компетенций и матрицы предлагаемых решений будут расширены новыми продуктами».
Марина Кравченко, коммерческий директор компании Wizard, признаёт, что предложенное сравнение с конструктором имеет свою логику: «До 24 февраля 2022 года работа системного интегратора была сравнима с сборкой стандартной модели „Лего“ по детальной инструкции. Каждое решение было уникальным, но при этом было больше предсказуемости в компонентах, финансах и сроках реализации. Однако начиная с указанной даты условия работы стали менее предсказуемыми из-за увеличившегося числа неизвестных, связанных с разнообразием вендоров, каналов поставок и финансовых аспектов. Теперь наша работа напоминает игру „Ну, погоди!“, где волк пытается ловить яйца в корзину среди множества возможностей и ограничений».
«2022 год для нас, как и для других коллег по „цеху“, был полон сюрпризов, экспромта в нашей работе, — вспоминает Александр Фролов, директор коммерческого департамента, компания „СИНТО“. — Изменение рынка вендоров, каналов поставок, рост курса доллара заставили интеграторов перестроить свою работу. В 2023 году рынок начал стабилизироваться. Если сравнивать с конструктором, то на рынке появляется много его „аналогов“ китайского и российского производства, а также выстраивается параллельный импорт оригинального „Лего“. Где-то мы работаем по старым инструкциями, где-то применяем новые, где-то дорабатываем, проявляем творчество и годами накопленный профессионализм».
Как отмечает Максим Кузьменко, директор технического департамента группы компаний «Форт Диалог», бесспорный сегодня для всех тренд был понятен ещё задолго до даты начала СВО: «Уже тогда было очевидно, что тех, кто делает сборку „Лего“ по детальным инструкциям, всё больше и больше, и соответственно конкуренция на этом рынке усиливалась — поэтому многие наращивали экспертизу в более узких сферах. Действительно, теперь „кубиков“ стало меньше, нужный „кубик“ сложнее найти — поэтому, безусловно, тут открылось большое пространство для творчества. Вообще очень интересное сравнение; особенно в той части, что всем нам стало сложнее с поиском нужных „кубиков“, а самое главное — чтобы „кубики“ эти были с гарантией».
Дмитрий Басистый, директор департамента стратегии и развития компании Rubytech, считает, что сравнение с детским конструктором не совсем корректно: «До 24 февраля 2022 года мы имели дело с крупноузловой сборкой, сродни сборке космической ракеты из трёх ступеней: ступени поступали на старт с завода в готовом виде, потом собирались вместе на космодроме и успешно запускались. А вот нынешняя ситуация как раз напоминает игру в „Лего“, причём серии Duplo — для самых маленьких (от 1 до 4 лет). Сюжеты игр незамысловатые, детали крупные и яркие. Но если к базовому конструктору прикупить ещё парочку расширений и все это собрать, то издалека результат вполне может порадовать».
По меткому замечанию Алексея Пилипчука, директора управления реализации сервисов ГК Softline, работа системного интегратора всегда полна творчества, ведь возникающие у заказчиков задачи регулярно требуют весьма и весьма непростых подходов: «Более того, в некотором смысле, ценность интегратора и состоит в умении находить оптимальное решение, позволяющее эффективно реализовать замысел. Рутинные, стоковые конфигурации заказчики, как правило, могут и самостоятельно реализовать, без чьей-либо внешней помощи. Другой вопрос, что если ранее в предлагаемых интеграторами решениях могли превалировать одни линейки продуктов, то в настоящий момент к ним добавились ещё и импортозамещающие. И в этом смысле — с учётом того, что уже существующие системы у заказчика никуда не делись, — возникает объективно больше задач, сопряжённых с увязкой тех и других систем между собой».
Илья Мамлеев, коммерческий директор компании «Импульс Телеком», соглашается с тем, что поскольку системная интеграция предполагает объединение разных компонентов и систем в комплексное целое, что требует не только глубоких знаний и опыта, без творчества и креатива здесь не обойтись: «Если рассматривать развитие процессов после 24 февраля 2022 г., то сравнение системной интеграции с изготовлением уникальной поделки из разномастных спичек и желудей может отражать более сюрпризную и творческую сторону работы интегратора. Интегратор может экспериментировать с различным оборудованием и подходами к интеграции системы, что может привести к более неожиданным результатам и новым идеям. Но — в отличие от создания поделки из разнородных материалов, которое, безусловно, требует креативности и экспериментирования, — системная интеграция, которая направлена на объединение сложных систем и обеспечение их взаимодействия, требует глубокого знания технологий, процессов и навыков проектирования».
Эксперт обращает внимание на то, что это значимый многоплановый процесс, который включает в себя не только технические аспекты, но и учёт бизнес-потребностей и стратегических целей компании: «Системная интеграция является неотъемлемой частью развития сложных проектов и обеспечивает их эффективную работу и взаимодействие между компонентами. Таким образом, после 24 февраля 2022 года работа интегратора может стать менее предсказуемой и рутинной. Однако это также может привести к большему количеству сюрпризов и творческого мышления, что может быть полезным в разработке новых и инновационных решений. Конечно, в зависимости от конкретной ситуации, баланс между предсказуемостью и творчеством может быть различным и зависит от требований проекта и предпочтений самого интегратора».
«Исходя из многолетнего опыта работы в данной сфере скажу, что системная интеграция — это не набор правил и инструкций, а процесс объединения различных компонентов и подсистем в единую функциональную систему, которая позволяет бизнесу расти и развиваться. В корне процесс системной интеграции совсем не изменился: появились некоторые нюансы в работе, но принцип его построения остался прежним. Мы являемся серьезной опорой для наших партнеров, помогаем развивать бизнес за счет внедрения новых и оптимизации существующих технологий, поэтому не можем позволить превратить нашу работу в поле для экспериментов и эфемерных конструкций», — отмечает Андрей Самохин, директор сервисного департамента STEP LOGIC.
(Продолжение следует)
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
Комментарии закрыты.