Теперь это персональное, или Что сдерживает рост сегмента ПК в России?
24 июля 2023 г.
Персональные компьютеры за последние годы оказались заметно потеснены другими гаджетами и платформами, от смартфонов и планшетов до хромбуков и нулевых клиентов (включая
Курс на спад?
По данным ITResearch, поставки ПК на российский рынок в 2022 г. заметно упали по сравнению с
Коммерческая серия персональных компьютеров IRBIS
В 2022 году компания IRBIS представила серию персональных компьютеров для сегмента B2B, которая была специально разработана для коммерческих организаций, государственных структур и крупных корпораций. Клиентское оборудование исполнено в различных форм-факторах корпусов: uSFF, Mini ATX, SFF и Midi Tower. Имеет широкую линейку конфигураций, учитывающих требования корпоративных пользователей.
IRBIS использует актуальную компонентную базу от ведущих мировых производителей, что позволяет предоставлять надежные решения для рынка и гарантию три года с разветвленной сетью сервисной поддержки, насчитывающей более 200 центров в России и Белоруссии.
Клиентское оборудование IRBIS доступно в различных ценовых сегментах, начиная от офисного стандартного компьютера до мощных устройств для работы в САПР, визуализации, моделирования и проведения инженерных расчетов. Высокую производительность в различных бизнес-задачах гарантируют процессоры Intel Core (i3, i5, i7 и i9)
11-го и12-го поколения и AMD Ryzen, а также графические карты NVIDIA или AMD Radeon. Продукты поставляются как с предустановленной системой Windows 11 Pro, так и без нее. Для российских компаний предусмотрена возможность установки российского программного обеспечения.Надежные и производительные персональные компьютеры IRBIS представлены сериями:
- SmartDesk — компактные полнофункциональные устройства;
- Groovy — надежные, удобные в работе ПК, которые могут быть легко введены в эксплуатацию в любой корпоративной среде;
- Noble — спроектированы для повышенной нагрузки, работы с графическими программными продуктами и идеально подходят для дизайнеров, разработчиков мультимедийного контента, инженеров и архитекторов.
Таким образом, коммерческая серия IRBIS — это надежные и производительные решения для бизнеса, которые обеспечивают высокую эффективность работы и удобство использования в любой корпоративной среде.
Валерий Рыжков, технический директор IT-департамента HIPER, связывает снижение продаж на российском рынке ПК с более экономным подходом к закупкам среди корпоративных клиентов: «Большинство российских компаний сейчас строят стратегию, в основе которой лежит увеличение жизненного цикла парка устройств. Крупные закупки сейчас случаются реже. Однако коллапса рынка нет, оборудование по-прежнему необходимо. Мы также отмечаем, что в 2023 году сместились ориентиры: клиенты более пристально стали оценивать устройства, а фокус внимания сместился с бренда на характеристики, комплектации, сервис и гарантийные обязательства».
«Тенденция к снижению или к росту будет в большей степени обусловлена не уходом/приходом вендоров, а динамикой покупательской способности населения и бюджетами, выделяемыми на развитие ИT государством и частными компаниями, — убеждён Денис Анциферов, технический директор iRU. — Предполагаем, что рынок будет, скорее, продолжать падать — или, в лучшем случае, стагнировать».
Дмитрий Цветков, руководитель департамента закупок NETLAB, также считает, что падение рынка продолжится: «Прежде всего это обусловлено не уходом мировых производителей, так как за период 2022 г. были налажены поставки по ПК, появилось большое количество СТМ в этой товарной группе, появились розничные и корпоративные линейки продуктов у российских производителей. Падение обусловлено ростом курса доллара и, как следствие, удорожанием продуктов и снижением потребительского спроса».
А вот Никита Пашковский, менеджер по продукту Delta Computers, уверен, что тенденция российского рынка ПК к снижению скоро пойдёт на спад: «Благоприятными для роста рынка факторами являются отработанные схемы по параллельному импорту зарубежного оборудования, приход на рынок новых китайский компаний, рост объёма производства отечественных продуктов, рост реальных доходов населения (прогноз 3,4%), рекордно низкий уровень безработицы, переход корпоративных поставщиков на отечественное оборудование. Сдерживающими же факторами здесь выступают сокращение расходов на программу „Цифровая экономика“ в 2023 г., рекордная загруженность российских контрактных производств, продолжительные сроки поставок отечественных производителей, нестабильный курс рубля».
Одной из основных причин наблюдаемого спада Альбина Сабирова, руководитель отдела маркетинга ICL Техно, называет уход иностранных производителей ПК: «Также не стоит забывать и об экономических причинах, например, о глобальной рецессии и о росте инфляции. Кроме того, значительная часть пользователей обновила свои ПК во время пандемии, в результате чего в текущих экономических реалиях спрос значительно просел. Предполагаем, что поставки в данном сегменте вернутся к устойчивому росту к началу 2024 года».
А зачем, собственно?
У персонального компьютера сегодня есть по меньшей мере два очевидных сценария применения: «офисное/мобильное рабочее/учебное место» и «игровая станция». И, как считает Роман Галухин, приложения эти будут актуальными для ПК ещё какое-то время — даже невзирая на повсеместное распространение облаков (позволяющих, по идее, вместо полнофункционального компьютера использовать любое устройство с дисплеем и средствами ввода): «По моему мнению, основные сценарии не изменились. Облака пока не принципиально влияют на повседневную жизнь. Среднестатистический потребитель все равно предпочитает более универсальное устройство, способное генерировать контент».
«Полноценная концепция облачных сервисов в РФ не реализована — и, скорее всего, использоваться в обозримом будущем не будет, — уверен Валерий Рыжков. — До сих пор в стране так и не появилось крупных провайдеров, а распространение облаков — это частные решения в крупных компаниях, за рамки которых они не выходят. Такой вот консервативный ИТ-подход в стране. Нам кажется, что новых сценариев не появится, зато точно произойдёт адаптация всего оборудования под российское ПО».
Как указывает Альбина Сабирова, настольные и мобильные компьютеры — высокопроизводительные, с большими экранами и полноценными клавиатурами — в России сегодня широко используются для задач креативной деятельности, разработки ПО и веб-сайтов, анализа данных, видеоконференций и онлайн-обучения: «В целом, несмотря на распространение смартфонов, планшетов и
По мнению Дмитрия Цветкова, главные достоинства персональных компьютеров в актуальных условиях постоянных санкций — это безопасность и автономность: «Многие облачные сервисы заблокированы для российских потребителей, а те, которые доступны, могут быть заблокированы. Российские поставщики облачных услуг постоянно расширяют предложение, но пока ещё не заменяют импортные аналоги на 100%».
«Не надо плодить какие-то сущности, — советует Денис Анциферов. — За большим экраном и полноценной клавиатурой просто удобнее работать. Где будет находиться ЦП или сервер — не принципиально в данном случае».
Цена вопроса
Корректно ли утверждать, что совокупная стоимость владения (ТСО) ПК, ввезённого в Россию по параллельному импорту, сегодня заметно выше, чем поставленного напрямую продолжающим действовать на нашем рынке вендором — особенно если принять в расчёт приобретение ПО, обеспечение гарантии, поиск запчастей при необходимости ремонта и т. п.? Роман Галухин уверен, что так оно и есть: «Наличие вендора, который оптимизирует обслуживание своих продуктов, прилично влияет на ТСО. Это касается фактически любого оборудования, не только ПК».
Денис Анциферов констатирует, что вендоров, обеспечивающих полный цикл поддержки и сервиса, не осталось: «Соответственно, стоимость владения выросла для любой техники».
«Зависит от того, с каким оборудованием мы сравниваем, — уточняет Никита Пашковский. — Если сравнение с иностранными (зачастую азиатскими) вендорами, то да, совокупная стоимость ввезённого по параллельному импорту оборудования заметно выше. Если же сравнение с отечественными вендорами, то разница снижается за счёт более высокой закупочной стоимости. Но всё равно совокупная стоимость владения при параллельном ввозе оборудования выше».
Валерий Рыжков обращает внимание на то, что параллельным импортом в страну поставляют продукты из верхнего ценового сегмента, облагаемые вдобавок двойными налогами и имеющие непрозрачное ценообразование, особенно в части сервиса и послепродажного обслуживания: «А ещё достучаться до разработчика в условиях параллельного импорта будет трудновато, в некоторых случаях — и вовсе нереально».
«Во-первых, при параллельном импорте не всегда предоставляется сопутствующая гарантия от вендора, — поддерживает эту точку зрения Альбина Сабирова. — В случае неисправности или поломки устройства, владелец сам должен будет искать ремонтные услуги и запчасти, что может повысить общую стоимость владения. Во-вторых приобретение необходимого программного обеспечения (ПО) также может увеличить общую стоимость владения. Вендоры, поставляющие ПК напрямую на рынок, часто предлагают лицензированный софт или определённые программные пакеты по более выгодным условиям, чем для пользователей, приобретающих ПК через параллельный импорт. Наконец, при необходимости ремонта или замены запчастей владелец ПК, приобретённого по параллельному импорту, может столкнуться с трудностями, что также может повлечь за собой дополнительные расходы и увеличение общей стоимости владения».
Дмитрий Цветков подчёркивает, что стоимость владения ПК, если не рассматривать цену самой покупки, на период гарантийного срока не изменилась: «В соответствии с законодательством РФ продавец обязан обеспечивать ремонт или замену оборудования в течение гарантийного срока. После окончания гарантии могут возникать проблемы с обслуживанием оборудования, так как в сервисных центрах есть существенный дефицит комплектующих и компонентов для ремонта».
Инклюзивность на марше
Постепенная деглобазизация, дивергенция глобального ИТ-рынка сказывается и на сегменте ПК: особенно заметное свидетельство тому — не такой уж давний переход персональных компьютеров Apple на микропроцессоры архитектуры ARM вместо х86. Возможна ли в этой связи в обозримом будущем если не полная, то существенно значимая переориентация российского сегмента ПК на нестандартные с точки зрения глобальной ИТ-индустрии платформы — как аппаратные, так и программные? По мнению Романа Галухина, такой переход маловероятен в ближнесрочной/среднесрочной перспективе: «Несмотря на большую долю присутствия на ИТ-рынке государственных, квазигосударственных или окологосударственных заказчиков, которые сейчас формируют тренд на импортозамещение, коммерческие заказчики и обычные потребители не видят смысла переходить с x86 и Windows/macOS».
На взгляд Никиты Пашковского, тут всё зависит от сегмента: «В перспективе нескольких лет потребительский сегмент продолжит ориентироваться на классические решения на x86/ARM на базе Windows/macOS. Способствовать этому будут азиатские бренды (которые пока не предлагают на нашем рынке архитектурные или программные альтернативы) и пиратство. Бизнес-сегмент пока тоже останется на классической архитектуре (исключениями являются решения на базе китайских ARM процессоров, например, RockChip), если не будет ограничены поставки процессоров Intel и AMD. А вот переориентация на российские ОС и ПО уже началась: крупные российские вендоры ведут разработку подобных решений».
В потребительском сегменте Денис Анциферов тоже не считает переориентацию на нестандартные для глобального ИТ-рынка платформы вероятной: «А вот в корпоративном, учитывая долю государства в экономике, — да».
«Считаем, что существенная переориентация возможна только в госсегменте, — поддерживает Дмитрий Цветков. — В остальных — маловероятна».
Валерий Рыжков уверен, что х86 — по-прежнему основная платформа как для рабочих мест, так и для серверных решений: «Она производительная, проверенная годами; развивалась не одно десятилетие, и чтобы догнать эту платформу, потребуется очень много времени. А ещё — очень высокие темпы производства. Ну а что касается целевой аудитории, то основные потребители некоммерческих платформ — это государственные организации».
Параллели сходятся?
Пока параллельный импорт в российском сегменте ПК довольно успешно сосуществует с импортозамещающими поставками: упоминавшееся ранее исследование ITResearch показывает, что и по ноутбукам, и по ПК в целом в первом квартале текущего года лидирует компания MSI, единственная из тайваньских, активизировавшаяся на российcком рынке после кризиса. Следом за ней идёт Asus, затем Huawei, а российские компании в целом безоговорочно лидируют по направлению системных блоков (здесь присутствие зарубежных поставщиков сократилось до 10%), зато в зачёте ноутбуков обеспечивают лишь 8% продаж.
«В связи с ограничениями по сервису, доступности, гибкости конфигураций, зачастую ценам параллельный импорт будет и дальше терять свою значимость, но совсем не уйдёт, — убеждён Роман Галухин. — Его доля не будет подавляющей. По моей оценке доля рынка, приходящаяся на параллельный импорт — если не появится дополнительных ограничений со стороны государства — замрёт на уровне
Солидарен с этой точкой зрения и Валерий Рыжков: «Параллельный импорт играет важную роль в сложившейся ситуации на российском рынке, снижая риск дефицита товаров в условиях ухода ряда иностранных компаний. Однако для бизнес-заказчиков увеличиваются риски в плане исполнения долгосрочных контрактов. Стратегия закупок строится не на месяц, не на год, а на длительную перспективу, так что базировать её на параллельном импорте сложно и рискованно. ИT-оборудование, ввезённое по параллельному импорту, вытесняется и за счёт своей высокой цены, и благодаря активности оставшихся на рынке производителей. Будет разумно утверждать, что доля его снижается за счёт российского производителя и китайских поставщиков».
Никита Пашковский видит тенденцию к вытеснению импортируемых параллельно ПК отечественными решениями в корпоративном сегменте: «Бизнес понимает риски покупки оборудования по параллельному импорту, поэтому начинает смотреть в сторону российского оборудования. Канал играет большую роль в процессе импортозамещения. Именно канальный бизнес помогает отечественным вендорам перестроиться в новый формат».
«Да, такая тенденция есть, — солидаризуется с этим тезисом Дмитрий Цветков, — и она продолжится. Происходит постоянное расширение линеек и объёмов поставок СТМ в этом сегменте. Кроме того, производители, не ушедшие с российского рынка, существенно наращивают долю своего присутствия на рынке и объёмы продаж».
Впрочем, по мнению Дениса Анциферова, роль канала в данном сегменте минимальна: «Движущей силой в процессе импортозамещения является государство, что вводит соответствующую регуляторику, и производители импортозамещённого оборудования, дающие клиентам возможность заместить всё более и более сложные решения».
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
Комментарии закрыты.