«Облака»: изменения в предложении, восприятии, использовании. Часть I
27 марта 2024 г.
За кажущимся спокойствием в российском cloud-сегменте идет активная динамика, затрагивающая тренды как внутри данного направления, так и общие для всего рынка. Поговорим о некоторых, наиболее выразительных.
Cloud-контрреволюция — не было, нет и не будет
Закрытие российским корпоративным пользователям возможностей приобретения товаров глобальных корпораций — как продуктов, так и сервисов — привело к необходимости переформатирования российского ИТ-рынка, а также внесения изменений в ИТ-рельефы компаний и госструктур. Недавний отказ от предоставления «облачных» услуг российским компаниям со стороны Microsoft Azure, Google Cloud и Amazon Web Services ничего принципиально не изменил. Тренд на переход в «облака» сохраняется, как и его основные принципы.
Российский «облачный» сегмент всегда был достаточно развит, причем с опорой на собственные ресурсы и продвигаемый локальными игроками. Локальными гиперскейлерами становились Yandex Cloud, CloudMTS, VK Cloud, Cloud.ru (бывший SberCloud), «Ростелеком» и другие. Через технологические партнерства с этими компаниями на российский рынок заходили технологические решения, например, программно-аппаратные Microsoft Azure или Amazon Web Services.
В мире «облачный» бум начался после 2014 года, когда некоторые санкции уже появлялись, поэтому глобальные гиперскейлеры к рынку РФ относились настороженно, и никто из них свои ЦОДы тут разворачивать не стал. При этом даже на африканском рынке компании активно разворачивают дата-центры. Например, Oracle открыла свой первый «облачный» регион на континенте в ЮАР, развернув там «точку присутствия» в сотрудничестве с локальным оператором дата-центров в 2022 году, в феврале 2024 анонсировала планы создания региона в Кении, а несколько позже — в Марокко.
Китайские гиперскейлеры на российском рынке тоже не проявляли активности — для них объем его слишком мал. Кроме того, территории с высокой плотностью населения в РФ и КНР находятся практически с разных сторон Евразии, что также вносит ограничения по времени доступа российских клиентов к китайским «облакам». Поэтому даже Alibaba Cloud, который был наиболее активен в РФ по сравнению с другими cloud-провайдерами из Поднебесной, также не дошел до открытия ЦОДов на российской территории, хотя в данном случае ситуация может и измениться.
Российские корпоративные заказчики всегда предпочитали получать услуги от локальных cloud-провайдеров по простой причине — задержка при работе с европейскими, а тем более американскими сервисами была слишком большой. В ряде случаев на серверы гиперскейлеров выносили «холодные данные» и некоторые задачи, которые не требовали быстрого доступа, но в основном «облачные» сервисы, обслуживающие российский рынок, были приземлены в рублевой зоне. Кроме того, локального размещения данных все чаще требовали национальные регуляторы.
Объем мирового рынка «облаков» составляет около 200 млрд долл. в год, а российского — менее 1 млрд долл., сообщает Forbes. Как видно, доля российских «облаков» в мировом сегменте составляет порядка 0,5%, а если вспомнить, что ВВП РФ составляет порядка
1-1,5% от мирового, то становится очевидно: национальному «клауду» есть куда расти. И возможности для роста у российских «облаков» есть! Объем национального «облачного» рынка в 2026 году может удвоиться по сравнению с показателями 2023 года, по оценке iKS-Consulting. В денежном выражении это будет 199 и 86,6 млрд рублей соответственно, но пока непонятно, сколько это будет в долларах через 2 года.
Санкционное давление не привело к драматическим изменениям в российском «облачном» сегменте. Введение санкций, конечно, обеспечило определенную долю в развитии российских «облаков», но совсем не драматичную. Национальный «клауд» в основном развивался благодаря традиционным драйверам.
Ингибиторы — психологические, драйверы — экономические
Выраженному глобальному курсу на «облака» уже более 10 лет. Есть компании, которые крайне неохотно отдают «на сторону» выполнение своих приложений и хранение данных. Динамика перехода в «облака» во многом зависит от взглядов, предпочтений и политик безопасности, принятых в конкретной компании, чем от вертикального рынка и прочих факторов, не имеющих прямого отношения к уровню развития технологий и качеству предоставляемых сервисов. Конечно, есть сегменты, на которых заказчики лучше других умеют считать деньги (например, банковский сектор) или активней других внедряют ИТ-решения (компании из телекома или из сегмента ИТ), где проникновение «облаков» оказывается более высоким.
Основной драйвер развития «облаков» — экономическая выгода от переноса ИТ-инфраструктуры с on-premise в on-cloud.
«Использование „облачных“ сервисов позволяет снизить расходы на инфраструктуру, при этом не отказываться от передовых систем и планов технологического развития», — говорит Роман Гоц, генеральный директор DатаРу.
В плане экономической выгоды от внедрения «облаков» работают два мощных механизма. Первый основан на возможностях cloud-провайдеров благодаря собственной экспертизе обеспечивать работу ИТ-инфраструктуры с нужным заказчику качеством по цене более выгодной, чем это может сделать сам заказчик. Большинство корпоративных заказчиков по вполне понятным причинам не могут выращивать компетенции внутри себя и развивать ИТ-инфраструктуру с динамикой, доступной «облачным» провайдерам. Такую ситуацию вдобавок выразительно усугубляет существующий на данный момент дефицит ресурсов. Дефицит же широк — он касается как ИТ-кадров, так и «железа» — а конца ему пока не видно.
Второй финансовый тренд, активно драйверящий переход в «облака» — высокая стоимость денег, что надо учитывать корпоративным заказчикам. Заметим, что данный тренд присутствует во всех формах использования возможностей, предоставляемых арендной экономикой, что обеспечивает переход затрат из CAPEX в OPEX. При разворачивании инфраструктуры on-premise деньги на капитальные затраты — то есть на приобретение в собственной оборудования — нужны здесь-и-сейчас, причем в полном объеме. При использовании арендной формы потребления ресурсов, то есть при переносе оплаты в операционные затраты, инвестиции компании в обеспечение функционирования собственной ИТ-инфраструктуры растягиваются на многие кварталы. Когда одномоментной выплаты не требуется, высвободившиеся деньги можно направить на развитие основного бизнеса, чем компании и пользуются.
ТСО для «облачной» инфраструктуры следует рассчитывать с учетом стоимости денег, тогда становится видно, что on-cloud оказывается существенно — на десятки процентов! — меньше, чем on-premise. Это является мощнейшим мотиватором для корпоративных заказчиков, причем как частных компаний, так и государственных структур.
«Сегодня мы наблюдаем все больше запросов на перенос on-premise инфраструктуры в „облака“», — говорит Наталия Ефимцева, системный архитектор ICL Services.
Вместо заключения
У «облаков» есть и другие драйверы. Основной — общий курс на data-driving. «Эффективность практически любой компании сегодня все больше зависит от того, насколько быстро и качественно она умеет принимать решения, основанные на аналитике данных», — говорит Андрей Никитин, директор по продуктам T1 Cloud. Вычисления и данные удобно переносить в «облака», причем, как традиционные, так и использующие ИИ.
Одним из мировых драйверов «облачного» сегмента является ИИ. Мировой рынок ИИ вырастет до 500 млрд долл. к 2027 году, уверены в IDC. Локально расположенные вычислительные мощности пока редко располагают возможностями для оптимизированного выполнения ИИ-вычислений, поэтому основная их доля происходят в «облаках». Следовательно, рост потребности в ИИ будет драйверить «облачный» рынок.
Данные часто содержат охраняемую законом информацию, поэтому требования по защищённости к системам обработки растут, отмечает Павел Кузнецов, директор по стратегическим альянсам и взаимодействию с органами государственной власти группы компаний «Гарда». Однако в «облаке», как показывает практика, данные больше защищены от утечек, чем расположенные on-premises.
Уже в краткосрочной перспективе — в ближайшие
Высокая эластичность, обеспечиваемая «облаками», становится все более важной для компаний из разных вертикальных рынков — возросло значение time to market, говорит Сергей Зинкевич, директор бизнеc-юнита» КРОК Облачные сервисы«. Однако с эластичностью «облаков» для корпоративного заказчика сегодня все не так просто: если для предприятий СМБ она практически неограничена, то крупные компании должны учитывать некоторые факторы, чтобы не упереться в потолок возможностей конкретного cloud-провайдера.
Продолжение следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News
Комментарии закрыты.