ТОП-5 способов использования дополненной реальности в маркетинге в 2024 году

Технология дополненной реальности пришла на рынок в 2000-х. Она постепенно проникает в сферы образования, медицины, производства, издательского дела, туризма, наружной рекламы, развлечений, общепита. Совмещение реального и виртуального уже стало привычным. В течение последних 5 лет технология AR также находит себе применение в ритейле и маркетинге.

В статье разберемся, что означает это понятие и какой может быть дополненная реальность. Расскажем про свойства и особенности использования технологии, обратим внимание на отличия дополненной реальности от виртуальной. Также назовем российские компании, которые предлагают решения для AR.

Дополненная реальность: что такое AR и ее виды

Дополненная реальность или Augmented Reality (AR) – это расширение и обогащение физического мира с использованием виртуальных элементов: графики, анимации, звуков и многого другого. Для получения такого эффекта применяют специальные технологии и программно-аппаратные средства. Обычно это связка считывающего устройства и приложения.

Как понять, что мы столкнулись с использованием технологий AR? Если при наведении камеры устройства на что-либо в нем появляется животное, сказочный персонаж или другой объект, то это – дополненная реальность. Таким же образом возникают виртуальные надписи и схемы или оживают изображения.

Камера смартфона – сканер, который под рукой у каждого. Помимо этого для считывания объектов AR выпускаются специальные очки. Также ведется разработка контактных линз со встроенными сканерами: они добавляют нужные визуальные и аудиальные эффекты, создают полный эффект погружения в среду. Постоянно держать в руке гаджет при этом не придется.

Свойства дополненной реальности

Отметим особенности AR:

  • Внесение виртуального в физический мир. Это главное и основное свойство технологии AR – оно отражает суть его идеи. Предметы, созданные с помощью сложной графики и анимации, появляются в реальности и становятся ее частью. Это обогащает восприятие пользователей.
  • Субъективность. Дополненная реальность обеспечивает индивидуальный опыт каждому пользователю. Запросы, потребности и интересы людей могут различаться, а средства AR предоставляют разные типы информации и дают выбор. Два человека могут быть на одной и той же выставке и вместе осматривать экспонат. При этом первый предпочтет ознакомиться с видео об истории поиска этого артефакта, а другой выберет просмотр фотогалереи.
  • Трехмерность. Мы сканируем плоский экран или лист бумаги, но при этом видим объемную виртуальную модель. Это обеспечивается сложным и многоступенчатым процессом визуализации. В результате становится возможной, например, 3D-примерка кресла в гостиной, что создает эффект оживления картинки, завораживающий и применимый в различных сферах. Трехмерные виртуальные изображения наглядны и используются для демонстрации процессов, явлений, объектов.
  • Происходит в реальном времени. Чтобы узнать больше о медицинском препарате, наводим камеру на определенную часть его упаковки и сразу получаем помощь в виде AR-схемы, видео, изображения. Без отключения от физического мира и задержки по времени. Запрос – моментальный ответ.
  • Иногда также говорят от автономности дополненной реальности, но это свойство можно, скорее, отнести к будущему технологии. AR-очки и линзы должны стать массовыми и доступными для использования при сохранении полезной начинки. Но актуальны проблемы нестабильного энергопотребления и дискомфорта для пользователя, а смартфоны быстро перегреваются в режиме AR. Применение технологичных решений облегчит и упростит использование вспомогательного оборудования. Только после этого можно будет заявить об эре автономной Augmented Reality.

Виды AR-трекинга

Технология AR реализуется по-разному. К основным видам относят:

  1. AR c маркерным трекингом. В этом случае для нужного эффекта в поле зрения сканирующего устройства должна попасть специальная метка-маркер. Эту роль выполняет QR-код или изображение. Считыватель наводится на маркер, а на его месте на экране отображается виртуальный объект. Выпускаются, например, учебники с подобными метками. Технология дополненной реальности позволяет увидеть визуализацию описанного физического процесса или другого явления при чтении главы: ученик наводит камеру смартфона или планшета на маркер и через секунду рассматривает живую иллюстрацию.
  2. AR c безмаркерным трекингом. Здесь уже сложнее. Считыватель сканирует окружающий физический мир, выявляет параллельные и перпендикулярные поверхности, определяет местоположение, а затем генерирует виртуальный объект в подходящей точке. При этом задействуются показатели гироскопа, акселерометра, данные GPS-трекера и карт. Пример использования такой дополненной реальности – игра Pokemon Go. Пользователи отмечали, что водные покемоны появлялись возле рек и прудов, но привязки к конкретным маркерным точкам у них не было. Приложение распознавало объекты природы и другие предметы окружающего мира, а затем помещало подходящего персонажа в этот контекст.
  3. Фейстрекинг. Это дополненная реальность в виде наложения маски на лицо. Распространенное на рынке решение в AR. Программы распознают очертания головы, расположение ушей и глаз, а затем добавляют визуальные эффекты. Для обучения системы используется помощь нейросетевых алгоритмов. По такому принципу работают маски для изменения внешности на фото и в сторис, живые фоны в видеозвонках. Программа определяет границы частей тела, распознает движение, а затем как можно точнее накладывает выбранный эффект. При смене положения объекта маска тоже смещается.

Отдельно нужно сказать про проекционную дополненную реальность. В этом случае нужное изображение проецируется в виде световой голограммы. Картинка выглядит объемной, хорошо различается человеческим глазом. Для применения такого типа AR нужны специальные прозрачные экраны или очки. Метод дорог в реализации и редко применяется.

Помимо этого, выделяют технологи, которые в связке с другими могут:

  • Идентифицировать объекты и сообщать об их положении в пространстве;
  • Демонстрировать справочную информацию о предмете при наведении;
  • Производить вычисления в реальном времени и давать прогнозы.

Различия между дополненной реальностью и виртуальной

В этих двух понятиях часто возникает путаница. Вот, в чем отличия:

  • Виртуальная реальность (VR). В этом случае физический мир полностью заменяется на цифровой. Здесь речь не идет о том, что в настоящем окружении появляются новые объекты — скорее реальное пространство заменяется виртуальным. Пользователь видит картинку, которая от начала до конца создана разработчиками. Такое взаимодействие с исключительно виртуальным миром происходит, например, в играх с применением VR-очков или шлемов. Пользователь погружается в новую обстановку.
  • Дополненная реальность (AR). Совмещение физического мира и виртуальных объектов. Элементы появляются в окружении пользователя и дополняют его. Например, мы можем навести камеру устройства на стол и увидеть на нем вазу из каталога, так как она встраивается в интерьер.

Если коротко, то VR заменяет реальность, а AR ее только дополняет. В этом их ключевое различие. Часто технологии комбинируют, чтобы получить нужный эффект.

Сферы применения AR-технологии

Дополненная реальность используется в следующих отраслях:

  • Игры, развлечения, досуг. Эта индустрия часто использует средства наложения изображений и звуков. Помимо игры Pokemon Go можно упомянуть Ingress, Minecraft Earth, Harry Potter: Wizards Unite. Также на рынке встречаются приложения, позволяющие завести у себя дома виртуального питомца. А издательства выпускают для детей оживающие книжки с использованием технологии дополненной реальности.
  • Образование. Решения дополненной реальности визуализируют те или иные процессы из глав учебников. Например, проекты DAQRI обогащают уроки по химии, анатомии, математике, истории. Сложные реакции веществ, физические законы, процессы в человеческом теле – это происходит прямо перед глазами в виде подвижной анимации и графики. Оживление учебного материала облегчает задачу детям и взрослым. Так технология дополненной реальности делает труднообъяснимые процессы понятными и наглядными.
  • Медицина. Сложности возникают, когда речь заходит об отработке хирургических вмешательств или планировании операций. AR-технология Medivis, Microsoft и других компаний визуализируют расположение кровеносных сосудов и внутренних органов в теле человека, что облегчает диагностику и лечение. Спланированные с дополненной реальностью вмешательства становятся точными, что повышает успешность операций и снижает вероятность ошибок.
  • Проектирование в производстве и градостроении. Визуализация сложных процессов востребована на многих предприятиях. Это актуально для многоступенчатой обработки продукта: дополненная реальность покажет результат каждого этапа. Визуализация процессов заменяет длинные описания, инструкции, пояснения, схемы. Также AR окажет помощь при планировании застройки улиц или презентации дизайнерского проекта: эти решения покажут будущий вид города или помещения, что важно для исполнителей и заказчиков.
  • Туризм. Виртуальные надписи и указатели помогают найти нужный объект в аэропорту или пройти виртуальную экскурсию в музее. Отдельные решения покажут, как выглядела улица столетие назад, или восстановят оригинальный вид античной скульптуры. Все, что гиду раньше приходилось объяснять словами, теперь можно показать в AR. Применяются оживающие путеводители, листовки, буклеты, билеты, инструкции, меню в ресторанах.
  • Спорт. Часто возникает необходимость разобрать пасы игроков. Это делают тренеры при обсуждении матча с командой и комментаторы при объяснении происходящего на поле зрителям. Технология дополненной реальности подходит и для решения этих задач. Перемещения игроков, успешные и неудачные комбинации – все это можно визуализировать.

При применении технологии AR важна конфиденциальность обмена данными, ведь пользователь при запуске приложения дает доступ к своей камере или местоположению. Больше внедрение таких систем ничем не ограничено. Технологию дополненной реальности используют при обеспечении безопасности. Она востребована в сфере коммерции, при налаживании логистики и продвижении товаров, что облегчает процессы планирования, сбора информации, аналитики.

Анализ рынка дополненной реальности в России

Системы AR в РФ начали развиваться с небольшим отставанием. Только в 2018 году компания Mixar выпустила очки дополненной реальности, которые стали первыми устройствами данного типа в России.

В исследовании маркетингового агентства MegaResearch от 2019 года говорится о том, что рынок технологии AR в РФ только формируется. Это отражает положение вещей в эти годы. Здесь приводятся данные о структуре внедрения дополненной реальности в различных отраслях.

Изначально вес распределялся между строительством, энергетикой, промышленностью, добывающими компаниями и автопромом. Наибольшее распространение решения AR получали в секторе с высокой стоимостью производства и конечного продукта. Процент их применения в инжиниринге, образовании, проектировании и медицине был ниже в 2-5 раз. При этом ожидался прирост рынка на 140% к 2025 году.

Modum Lab в анализе 2023 года отмечает увеличение выручки ведущих компаний, которые предлагают AR-решения для авторского надзора при строительстве, а также ассистентов для выполнения регламентных работ. Рост составил 67%. Этот рынок в связке с технологиями VR окреп всего за несколько лет. Даже если оценивать совокупный рост только с 2020 по 2022 год, он составляет 108%.

Всплеск интереса к этой сфере после ухода западных компаний с рынка отмечает «Коммерсантъ» в статье от апреля 2024 года. Разработки VR и AR сегодня используют для обслуживания сложной техники на производствах, внедряют в ресторанную сферу для упрощения заказа блюд, находят применение при демонстрации объектов недвижимости в Москве и регионах.

Показательно, что интерес к этой технологии растет у предприятий ритейла и сервисного обслуживания. Центры VR и AR появляются в крупных холдингах и на предприятиях. Среди них «РЖД», «Шереметьево», «Сибур», «Газпромнефть», «Сбер» и другие крупные компании. Польза технологии дополненной реальности для бизнеса становится все более очевидной.

Два вывода по этой ситуации:

  • Рынок AR в РФ успешно формируется и постоянно растет;
  • Технология дополненной реальности применяется не только на производствах и в строительстве, и все больше проникает в сферу обслуживания, ритейл и другие.

Для российского потребителя AR остается новым явлением из-за невысокого распространения на рынке. Это позволяет активно использовать технологию для привлечения внимания и отстройки от конкурентов.

Маркетинг: примеры использования дополненной реальности

Технология дополненной реальности улучшает взаимодействие бренда и пользователя, стимулирует вовлеченность и рост продаж.

Вот 5 способов применения AR в маркетинге:

  1. Создание рекламных кампаний. Среди самых очевидных реализаций – демонстрация интересных визуальных элементов по наведению камеры смартфона на определенную часть упаковки или баннера. При считывании QR-кода клиент видит яркую и живую рекламу, которая запоминается и вызывает приятные ассоциации с брендом.
  2. AR-примерка одежды, украшений, сумок, аксессуаров. «Умные» зеркала экономят время покупателя и упрощают задачу по поиску нужного фасона костюма, подходящего кулона, клатча или ремня. Эти же средства используются для подбора прически и цвета волос, косметических продуктов, примерки очков.
  3. Информирование об особенностях товара. Визуальные инструкции рассказывают о составе медикамента, ткани пошива штор, дополнительно сообщают о калорийности десерта. И это очень удобно для потребителей. Такие решения помогают выделиться среди конкурентов, которые ограничиваются бумажными бирками и текстом на упаковке.
  4. Развлечение потребителей. В розничных магазинах и салонах размещают специальные стойки и плакаты, которые оживают при наведении камеры смартфона. Многие покупатели рады увидеть маскота бренда или героя ТВ-рекламы продукта. Это также отлично работает при продвижении новых фильмов, а оживающие фотозоны привлекают внимание и на отраслевых выставках.
  5. Обучение потребителей. Это актуально для сложной техники и продуктов с необычной упаковкой. Можно отправить покупателя на сайт, заставить читать длинную бумажную инструкцию или рассказать о нюансах использования товара с помощью технологии AR. Это быстро, удобно, а еще помогает проявить заботу о потребителе, повышая лояльность к бренду.

Среди удачных примеров можно выделить следующие акции:

  • Продвижение нового фильма серии Stars Wars через оживающие плакаты с героями в магазинах «Магнит»;
  • Приложение Lego для поиска и сбора призраков внутри построенных из конструктора объектов;
  • Виртуальная примерочная часов Tissot;
  • Приложение «Гознак» для придания объема изображениям на банкнотах и проверки на подлинность.

Технология дополненной реальности сама по себе является продающей за счет своей эффектности: с таким продуктом хочется взаимодействовать. Используя AR, можно:

  • Делать дополнительную наценку на товар;
  • Выгодно выделиться среди конкурентов;
  • Увеличивать продажи;
  • Расширять клиентскую базу;
  • Получать экономический эффект – сокращать бюджет на рекламу;
  • Создавать бренду привлекательный имидж.

Презентационные ролики с применением технологии AR часто становятся вирусными. Кроме того, люди сами с удовольствием рассказывают о таких продуктах: снимают на видео стенды или другие печатные материалы, выкладывают ожившие на них сцены в сторис и отправляют друзьям через социальные сети и мессенджеры. Это отличный способ вывести на рынок новый товар или модернизировать уже имеющийся, привлечь к нему новых потребителей.

Сравнение конкурентов отрасли: их сильные и слабые стороны

Созданием AR-решений занимаются многие компании. Поговорим о деятельности представителей российского рынка: Akademia, Atlantis, Hello.IO, Mixar, Modum Lab, Spider Group, Yode Group, «Планоплан». Их продукты в дополненной реальности имеют свои достоинства и недостатки.

Atlantis

Atlantis – одна из ведущих компаний рынка. О ней вспоминают всегда, когда говорят о продуктах, созданных на основе технологии дополненной реальности и ее интеграции в различные сферы жизни. Здесь уже представлены решения для разнообразных задач.

Обязательно учитываются индивидуальные запросы бизнеса. Специалисты предлагают полноценный комплекс работ: от оформления задумки в концепт до конечной реализации в работающий продукт.

Такое сотрудничество – отличный выбор, если есть запрос на маркетинговые задачи. Специалисты помогут бизнесу заявить о себе, запомниться, интересно представить продукт.

В частности, Atlantis осуществляет:

  • Разработку оживающих визиток с видео или 3D-объектами;
  • Создание обогащенной AR наружной и внутренней рекламы;
  • Проектирование каталогов, листовок и другой продукции с дополненной реальностью.

Компания поможет с презентациями или упаковкой на основе данных технологий. К специалистам также обращаются за внедрением AR-навигации и многого другого.

Важный плюс – у Atlantis есть своя онлайн-платформа, которая позволяет клиентам самостоятельно разрабатывать нужные решения для любой сферы, включая образование, медицину, ЖКХ, транспорт, СМИ, спорт, туризм, промышленность. С ее помощью создаются различные проекты с дополненной реальностью.

Akademia

Студия Akademia объединяет технологии и творчество, создавая проекты для бизнеса. В частности, специалисты занимаются программированием приложений на основе AR, предлагают иммерсивные решения для презентаций предприятий на отраслевых выставках.

Среди плюсов проектов Akademia – умелое комбинирование разных технологий для получения нужного результата. Многие презентационные задачи решаются связкой инструментов AR и VR. Получаемая интерактивная иммерсивная среда создает уникальный phygital-опыт, а реальность обогащается виртуальными элементами и увлекает зрителя.

Их CG-ролики действительно запоминаются, но найти примеры других проектов в их портфолио сложно. Задачи, которые поможет решить Akademia, ограничены. Такое сотрудничество станет хорошим выбором, когда нужно эффектно заявить о компании или новом продукте на выставке, сделать оживающий стенд в шоуруме или салоне.

Hello.IO

Группа компаний Hello.IO специализируется на решениях для презентаций и event-проектов. В этом плане их работы похожи на то, что предлагает Akademia. Здесь также речь идет об иммерсивных проектах: стендах, перформансах, инструментах для шоу.

Они предлагают бизнесу яркие и эффектные решения. Заказчик получает качественный phygital-опыт с применением графики, звука, света, виртуального действия. Других кейсов, кроме инсталляций, мероприятий и презентаций, у компании почти нет. На сайте компании можно найти только пример разработки иммерсивного образовательного пространства.

Mixar

Компания предлагает решения для вовлечения клиентов. Помимо готовых продуктов, Mixar также поставляет собственную онлайн-платформу WebAR. Решение подходит для самостоятельной разработки и внедрения проектов на основе дополненной реальности.

Среди предлагаемых услуг:

  • Создание AR-, MR- и AI-пилотов для производств;
  • Готовый удаленный помощник с настраиваемыми сценариями;
  • Заказная разработка приложений и игр;
  • Сервис по созданию инструкций для сотрудников;
  • Приложение для нейросетевой примерки одежды.

Это находит применение в различных сферах бизнеса. Такая разноплановость и возможность получить доступ к автоматизированной онлайн-платформе – очевидные достоинства работы с компанией.

Modum Lab

Компания позиционирует себя как поставщик цифровых решений для развития профессиональных навыков – обучения и оценки специалистов. Это VR‑тренажеры для отработки публичных выступлений, оказания первой помощи, проведения работ на высоте, управления беспилотными летательными аппаратами и многого другого.

Также Modum Lab предлагает приложения AR для продвижения продуктов, виртуальных презентаций, игр с использованием дополненной реальности. Таких кейсов у компании уже чуть меньше. Преимущественно, это партнер для тех, кто желает внедрить технологичные системы тренировки и аттестации сотрудников.

Spider Group

Международный разработчик мобильных приложений и других решений на основе дополненной реальности. Специалисты задействуют нативные разработки с ARKit и ARCore. Они отличаются скоростью и подходят для различных нетривиальных задач, а локационные сервисы, презентационные приложения, интерактивные проекты для выставок и мероприятий – это то, что они готовы предложить клиентам.

К сильным сторонам специалистов Spider Group стоит отнести опыт – 17 лет. Компания вышла на рынок AR еще в 2007 году и сразу стала партнером Total Immersion. Среди кейсов представлены работы для фин- и фудтеха, торговли, медицины.

Yode Group

Компания занимается созданием AR- и VR-приложений. В качестве плюса можно отметить комплексный подход к работе над проектами. Под каждый формируется команда, которая ведет его от этапа предварительного сбора информации, аналитики и планирования до продвижения уже готового приложения.

Yode Group умеет внедрять различные механики. В портфолио следующие примеры работ:

  • Интерактивные 3D-туры и презентации;
  • Мобильные приложения для ритейла, программы лояльности и промо;
  • Гостевые 3D-порталы и решения для онбординга персонала;
  • Мобильные приложения для музеев;
  • AR-примерочные.

«Планоплан»

Решения «Планоплан» заинтересуют, преимущественно, застройщиков, девелоперов. Компания предлагает разработку интерактивных 3D-квартир и туров по ним.

Такие модели также удобно использовать на презентациях: они позволяют лучше представлять объемы и другие особенности помещений. Их размещают на сайтах жилых комплексов. 3D-модели повышают наглядность предложений ЖК. Такая демонстрация дополнительно увеличивает время пребывания посетителей и долю целевых заявок. Также эти модели повышают привлекательность рекламных объявлений, делают интереснее изучение бумажных каталогов (понадобятся специальные очки). Кроме того, «Планоплан» предлагает конфигураторы отделки мебели с применением AR. Такая примерка здорово облегчает жизнь покупателям.

Проекты реализуются с помощью специальной автоматизированной платформы. Компания предлагает только решения для продажи квартир, услуг до дизайну и ремонту. Представители других сфер рынка не найдут здесь подходящих инструментов.

Заключение

Дополненная реальность находит применение в различных сферах, ведь виртуальные элементы, органично обогащающие физический мир, служат не только для развлечения. AR помогает планировать процессы, давать потребителям важную информацию о продукте и обучать взаимодействию с ним. Эта технология производит положительное впечатление и создает wow-эффект. Такие решения сами по себе являются отличной рекламой, и их используют как прицельный инструмент для выхода на рынок и продвижения. Применение решений AR в роликах, презентациях и программах лояльности получает все большее распространение.

Россия отстает от общемировых тенденций, однако и у нас дополненная реальность все больше интересует бизнес. Пока на рынке не очень много компаний-поставщиков таких услуг, но среди них определенно есть лидеры. Достойно выглядят проекты компании Atlantis. Специалисты предлагают решения для различных задач и отраслей, а доступ к автоматизированной платформе дает возможности для самостоятельной разработки. Интересные проекты представлены также в портфолио Mixar и Yode Group.

Внедрение AR в продукты помогает выгодно выделиться среди конкурентов, заслужить интерес и лояльность потребителей, нарастить продажи и построить привлекательный имидж на рынке. Это разнообразит и изменит текущие маркетинговые подходы, выведет любую компанию на новый уровень.

Erid:2VtzqwW9xrK

Если вы нашли ошибку в тексте, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите ctrl + enter

Comments (0)
Add Comment