14 августа 2023 г.
Российские компании за несколько дней августа успели столкнуться в ИТ с несколькими показательными проблемами, связанными с санкциями. В этом нет ничего неожиданного, тренды, на которые указывает произошедшее, тоже известны, но сейчас внимание на них стоит акцентировать. Наиболее заметным в медиапространстве стали инициативы Microsoft и блокировки от Google, хотя не менее важной и показательной в этом плане была инициатива Atlassian.
Google: точечно и предсказуемо
Корпорация Google начала блокировать Workspace, корпоративные «облачные» сервисы, пока лишь тем российским компаниями, которые попали под санкции, сообщает «КоммерсантЪ». Полный перечень российских структур, которых коснулась блокировка, не обнародован, но в этом списке присутствует, например, NTechLab, как сообщает РБК, которая попала под санкции относительно недавно — в прошлом месяце.
Пострадавшие компании оказались без доступа к электронной почте, «облачному» хранилищу, «Google Документам» и другим сервисам от Google. Для блокированных все произошло внезапно, пострадавшие не сообщали о получении предварительных предупреждений от Google, однако поставщик cloud-сервисов в таком случае может «вырубить» сервисы без предварительных действий. Разумеется, внезапное отключение сервисов, обеспечивающих повседневную работу офисов, наносит компаниям, попавшим под отключение, очевидные убытки, поскольку создает проблемы для операционной деятельности, а это с высокой вероятностью способно привести к финансовым и репутационным потерям.
В теории произошедшее — «тревожный звонок» для многих российских компаний, которые в ИТ-ландшафте используют сервисы Google. Напомним, что большинство таких корпоративных пользователей относятся к сегментам SMB и среднего бизнеса, которые до настоящего времени не проявляли массового интереса к импортозамещению, так как не попадают под законодательные требования об обязательном переходе на санкционно-устойчивые решения.
Однако на практике имеющиеся прецеденты, во-первых, не массовые, во-вторых, вполне предсказуемые. Подчеркнем, что произошедшее коснулось попавших под глобальные санкции российских структур, поставлять которым товары — как продукты, так и сервисы — любым американским компаниям по понятным причинам запрещено согласно локальному законодательству США. Удивление вызывает, скорее, что это произошло с довольно значительной задержкой, отделяющей введение санкций от блокировок Google.
Но есть и более жесткие события, которые тоже произошли в августе.
Блокировки из южного полушария: с предупреждением, но массовые
Австралийская компания Atlassian в сентябре приступит к отключению профилей российских пользователей в своих «облачных» системах, сообщает РБК. Компания уже уведомила клиентов, что деактивация аккаунтов произойдет в течение 30 дней момента получения письма. Конечно, продукты Atlassian нишевые, но все же важные для операционной деятельности заказчиков: например, Trello создана для управления проектами и является одним из самых распространенных решений, позволяющих реализовать систему «канбан»; систему Jira активно применяют для управления проектами в разработке софта.
Вендор вводит собственные ограничения для широкого круга российских корпоративных пользователей — как официально попавших под международные санкции, так пока не находящихся в санкционных списках. Напомним, что блокировки для аккаунтов российских компаний со стороны Atlassian были и ранее, так что происходящее — как и в случае с Google! — никак нельзя назвать внезапным. По каким именно критериям вендор определяет характеристики бизнесов, подлежащих отключению, пока неясно.
Что это значит для российского рынка
Санкционное давление идет по нарастающей, что хорошо видно на примере рассмотренных прецедентов. Напомним, что обе компании остановили работу российских представительств еще в прошлом году, но до настоящего времени продолжали поставлять сервисы корпоративным пользователям из рублевой зоны. Однако ситуация находится в динамике, что привело к изменениям в политике вендоров. В сложившейся на данный момент геополитической ситуации использовать сервисы глобальных компаний любым российским пользователям можно только на свой страх и риск.
При этом обязательную миграцию на российские решения рекомендуют всем и каждому только вендоры этих решений. Описанной выше ситуации уже полтора года, корпоративные заказчики прекрасно осознают имеющиеся риски, поэтому легко предположить, что они вполне осознанно откладывают переход на российские аналоги. Отсутствие такого перехода однозначно указывает на то, что большинству компаний из реального сектора экономики — как это не парадоксально! — выгодней оставаться под дополнительными санкционными рисками, чем переходить на отечественные аналоги, учитывая функциональность последних и ценовые политики локальных вендоров, а также стоимость миграций.
Ослабление конкуренции — зло для всего рынка
Ситуация достаточно мрачная. Заметим, что локальные вендоры ведут себя довольно вяло. Вот пара свежих примеров с российского рынка «облаков», пусть не столь масштабных и значимых, как рассмотренные выше с Google и Atlassian, но все же показательных.
Компания VK недавно сообщила о запуске домена xmail.ru, регистрация почтового ящика на котором доступна пользователям сторонних сервисов. При переходе на новый домен у пользователя сохранится прежнее имя ящика зарубежного почтового сервиса — новый адрес будет начинаться с прежнего логина и заканчиваться на xmail.ru — после регистрации будет доступен перенос писем и их вложений из предыдущего аккаунта, который может оказаться под санкциями. Спору нет, инициатива хороша и для многих актуальна, особенно при вероятном расширении блокировок Google. Но возникает вопрос: а почему она появилась спустя только полтора года после введения санкций, чего ждал столько времени крупнейший национальный вендор «облачных» сервисов?
Весной «Яндекс» сделал платной корпоративную почту для своих компаний — с 17 апреля за использование адреса вида mail@domain.ru придется платить 249 руб./мес. Деньги небольшие, хотя если учесть, что в компании могут быть тысячи пользователей, а платежи ежемесячные, но получается значительная сумма. Кроме того, важен прецедент от одного из крупнейших игроков в национальном «облачном» сегменте. Конечно, вендор имеет полное право менять условия предоставления сервисов, в том числе делать платными те, которые недавно были свободными, но в контексте ситуации это показательно — условия для российских компаний от российских же провайдеров становятся менее привлекательными.
Риски от снижения конкуренции существенны
В отсутствие конкуренции со стороны глобальных игроков российские компании будут менее мотивированы на создание сервисов мирового уровня и дальнейшее их развитие, а также на улучшение условий предоставления этих сервисов. Очевидно, что на российский рынок не выйдут китайские, бразильские или, предположим, турецкие вендоры программных продуктов и «облачных» инструментов, а емкости проблемного внутреннего рынка недостаточно для существования десятков компаний с развитыми продуктовыми предложениями. В нишах останется небольшое количество крупных игроков — по в лучшем случае, чего явно недостаточно для развития всего рынка.
Снижение конкуренции для российского рынка создает в средне- и в долгосрочной перспективе очевидные риски, существенно превосходящие имеющиеся сейчас от возможной блокировки того или иного программного продукта. Государство может поддержать локальных вендоров — что и происходит в разных форматах, о чем мы неоднократно рассказывали — но не обеспечить основной драйвер рынка: конкуренцию.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News