Факторы инновационной культуры организаций

12 июля 2024 г.

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, применив библиометрический инструментарий, выявил ключевые факторы инновационной культуры организаций и тренды в мировой повестке исследований данной темы.

Справочно: Инновационная культура определяет способность организаций к изменениям, внедрению передовых практик и новых технологий, а также эффективность управления знаниями.

Главные выводы:

  • Как показывает анализ массива публикаций в рецензируемых научных журналах, индексируемых в базе Scopus за  с  гг. начинается практически экспоненциальный рост числа исследований инновационной культуры в различных дисциплинах — от экономики до психологии и компьютерных наук. Причем среди работ последних 20 лет большинство (порядка 72%) опубликованы в высокорейтинговых журналах Q1—Q2. На текущий период приходится пик интереса к данной проблематике.
  • Наиболее разработанным (по числу публикаций) и активно развивающимся направлением в изучении инноваций и факторов инновационной культуры организаций является управление знаниями (эвристические факторы). Также значительное число работ посвящено «открытым инновациям», креативности, мотивации, лидерству, организационным факторам и управлению, обучению, факторам психологии и культуры.
  • По мере увеличения массива публикаций по рассматриваемой теме растет и число международных коллабораций — мировая исследовательская повестка по данной теме становится все более «глобальной». При этом, как показывают результаты библиометрического анализа публикаций и автоматизированного картирования, ее в значительной степени формируют работы из США (более 13 тыс.). Также большое количество публикаций подготовили авторы из стран ЕС, включая Центральную Европу (региональный лидер Великобритания — 7 тыс.). Значительна доля Китая — 5 тыс. публикаций. На Россию приходится порядка 2 тыс. работ.
  • Данный «страновой» тренд намечает один из возможных векторов дальнейшей эволюции исследований факторов инновационной культуры — фокус на изучении инноваций на стыке «управления знаниями» и «организационных факторов» и усиление акцента на цифровом измерении инноваций. При этом на второй план может отходить анализ социальных и психологических факторов. С этим коррелирует наблюдаемая за последние 20 лет эволюция в тематике исследований относительно предыдущего периода — некоторое сокращение доли социальных наук и «наук о человеке» (психология) при увеличении доли бизнеса и менеджмента, экономики и финансов, а также компьютерных наук и наук о принятии решений.
  • Проведенное исследование показывает, что авторы из неанглоязычных стран, особенно стран Азии, все заметнее наращивают вклад в изучение факторов инновационной культуры организаций и их результаты все более ощутимы. При сохранении данного тренда эволюция международной повестки по рассматриваемой теме может пойти иным образом. В частности, бóльшую приоритезацию получат менее разработанные на данный момент направления: факторы культуры и различных систем ценностей, организационные формы «незападного» происхождения, проблематика организационной адаптации и обучения, а также ряд других.

Источник: Пресс-служба ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Россия