1 марта 2024 г.
Самая крупная по численности населения и одна из самых быстрорастущих глобальных экономик — Индия — намерена существенно улучшить состояние кадрового потенциала в науке. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил набор мер политики, с помощью которых страна добивается поставленной цели.
По масштабам научно-технологического комплекса Индия (как и Россия) входит в первую десятку стран мира, занимая место по объему внутренних затрат на исследования и разработки (ВЗИР) (в долл. США по паритету покупательной способности) и по численности исследователей (в эквиваленте полной занятости). Заметный прогресс в последние годы страна демонстрирует и по показателям результативности научно-технической деятельности. За период статей в мировых научных журналах Индия переместилась с на место, опередив Великобританию, Германию и Японию. Устойчивым оказался и рост числа заявок на изобретения: с 15,9 до 43,2 тыс. ед. в (в среднем на 10,5% в год). Кроме прочего, улучшилось положение страны по числу университетов, входящих в глобальные рейтинги: она поднялась с места в 2013 г. (восемь вузов) на в 2023 г. (15 вузов). В то же время по относительным индикаторам позиции Индии не столь высоки. Страна существенно отстает от лидеров по интенсивности затрат на исследования и разработки (ИР) место) и численности исследователей в расчете на 10 тыс. занятых в экономике
Справочно: Интенсивность затрат на ИР рассчитывается как отношение ВЗИР страны к ее ВВП. По состоянию на 2020 г. 27 из 37 стран-членов ОЭСР установили данный показатель на национальном уровне в качестве целевого (плановые значения варьировали от 1,2% (Словакия) до 4% (Финляндия, Швеция, Япония и Исландия)). Показатели кадрового потенциала науки, нацеленные на рост численности исследователей, также присутствуют в стратегических документах многих стран (напр., Германии, Индии, Республики Корея, Турции, ЮАР).
На пути к научной сверхдержаве
В конце 2020 г. Министерство науки и технологий Индии представило проект Политики в сфере науки, технологий и инноваций, которая до настоящего момента официально не утверждена, но де-факто служит основным ориентиром реализуемых в стране мер поддержки исследований и разработок. В числе главных целей на ближайшее десятилетие выделены следующие:
- достижение технологического суверенитета и обеспечение присутствия страны в числе трех ведущих научных сверхдержав;
- привлечение, развитие и укрепление критически важного человеческого капитала через «человеко-ориентированную» экосистему науки, технологий и инноваций;
- удвоение каждые пять лет численности исследователей (в эквиваленте полной занятости), ВЗИР и доли средств предпринимательского сектора во ВЗИР;
- поддержка уникальности национальной науки при высоком качестве институциональной среды и одновременно — достижение международного признания в сфере науки, технологий и инноваций.
Ускоренному научно-технологическому развитию Индии значительно препятствует дефицит квалифицированных кадров. Власти намерены решить эту проблему за счет усиления поддержки исследователей, повышая в первую очередь заработную плату ученых технического профиля, а также вовлекая в сферу науки начинающих специалистов посредством системы стипендий.
Больше инженеров с ученой степенью
В Индии, как и во многих развитых странах, исследователи, имеющие ученую степень, могут рассчитывать на повышенную заработную плату в университетах и научных организациях, поэтому обучение в аспирантуре считается привлекательным для развития научной карьеры. В численность аспирантов в стране выросла с 95,4 до 211,9 тыс. чел. (или на 122%). На текущий момент, по оценкам правительства, из 142 тыс. исследователей и преподавателей, занятых в 397 университетах Индии, ученую степень имеют 97,7 тыс. чел. (68,7%). Вместе с тем в отдельных областях науки эта доля ниже, в частности в технических науках — 44,5%.
При этом на технические науки приходится наибольшая доля публикаций индийских авторов в международных научных журналах — около 23,2% по данным Scopus за 2022 г.; на материаловедение — 18,4%; медицину и здравоохранение — 17,9%. Придерживаясь цели по обеспечению технологического суверенитета, правительство фокусирует внимание на подготовке и удержании исследователей в области технических наук (инженеров-исследователей). В средняя базовая зарплата исследователей и преподавателей в университетах по этому направлению выросла с 66,2 до 76,3 тыс. инд. рупий в мес. (с 73,4 до 84,6 тыс. руб.), или на 15% (исследователи других специальностей получают в среднем 60 тыс. инд. рупий в мес. (66,5 тыс. руб.)).
В качестве дополнительных стимулов для талантливых ученых Министерство науки и технологий в 2023 г. установило для 37 подведомственных исследовательских центров и университетов, имеющих статус «национальных», новые размеры стипендий. На их получение могут претендовать молодые выпускники аспирантуры естественно-научных, технических и медицинских специальностей, успешно сдавшие квалификационные тесты (рис. 1).
На начальном этапе карьеры исследователи, подтвердившие свою квалификацию, в дополнение к основной заработной плате получают стипендию в размере 37 тыс. инд. рупий в мес. (41 тыс. руб.), а уже через два года могут увеличить ее до 42 тыс. инд. рупий в мес. (46,6 тыс. руб.). Исследователи с ученой степенью и опытом научной работы от трех лет, опубликовавшие статью в рецензируемом международном научном журнале, получают должность научного сотрудника (разных категорий) и надбавку к заработной плате в размере 58 тыс. инд. рупий (64,3 тыс. руб.) и выше в зависимости от квалификации, публикационной активности и возможностей университета.
Помимо стипендиальной поддержки участники программы имеют право на получение места в университетском общежитии, а в случае его отсутствия — пособия на оплату аренды жилья в соответствии с региональными нормативами и исходя из размера назначенной стипендии (чем выше стипендия, тем больше размер пособия на жилье).
Другая важная инициатива — программа INSPIRE, ориентированная на широкий спектр бенефициаров (школьников, студентов, аспирантов, исследователей с учеными степенями), занятых в технических науках, медицине и ветеринарном деле, а также сельском хозяйстве. Ее цель — мотивировать талантливую молодежь заниматься наукой в колледжах и университетах и в дальнейшем сделать выбор в пользу исследовательской карьеры.
Отличительная особенность программы — отсутствие каких-либо дополнительных оценочных процедур и экзаменов для претендентов. При отборе кандидатов во внимание принимаются только их успеваемость и достижения в рамках образовательных программ или профессиональной деятельности. Например, для аспирантов — это успешная учеба в магистратуре а для исследователей — публикации в рецензируемых научных журналах (рис. 2).
Исследователь, продемонстрировавший весомые научные результаты, получает стипендию в размере 125 тыс. инд. рупий в мес. (138,5 тыс. руб.), а также ежегодный грант 700 тыс. инд. рупий (775,8 тыс. руб.) на необходимые для научной работы оборудование и материалы. Для Индии это довольно высокий уровень материального обеспечения (например, в Дели в 2022 г. средняя заработная плата была на уровне 20 тыс. инд. рупий в мес. (22,2 тыс. руб.). Общий объем госфинансирования программы в 2024 г. составит 1,6 млрд инд. рупий (1,8 млрд руб.). Финансовую поддержку при этом получат 13 100 стипендиатов разных категорий.
Комментирует Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Индия входит в число стран — лидеров научно-технологического развития. В последние годы власти стали уделять больше внимания развитию кадрового потенциала науки, в частности, подготовке исследователей в области технических наук. Это связано с потребностью в обеспечении технологического суверенитета в базовых отраслях — сельском хозяйстве, воспроизводстве водных ресурсов, здравоохранении, энергетике, охране окружающей среды, а также лидерства в ключевых технологиях будущего — квантовых, кибербезопасности, мобильной связи нового поколения. В качестве основных механизмов поддержки научных кадров используются системы стипендий и надбавок к зарплате по мере продвижения по карьерной лестнице. Вовлечение в технические (и другие) науки талантливой молодежи начинается уже со школьной скамьи. Выстраивание четких карьерных траекторий для ученых различных профилей актуально и для России в контексте задачи обеспечения технологического суверенитета. При этом важно сформировать привлекательную сквозную систему материальной поддержки, охватывающую все этапы профессионального роста исследователей».
Источники: официальные веб-сайты индийского правительства и международных организаций; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Источник: Франсиско Х. Брамбила Мартинес, Михаил Гершман, Андрей Клыпин, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ