21 марта 2024 г.
Окончание. Начало тут
Дополнительные проблемы
Перенос бизнес-приложений компании и корпоративных данных с зарубежных «облаков», на российские необходим, но не достаточен. Нужна также замена программного обеспечения, получаемого из «облака», на санкционно-устойчивое. Российские заказчики получали спектр разнообразных продуктов из «облаков» Microsoft и других компаний, ставших недоступными. Как видно, гиперскейлеры выступали в двух ипостасях: являясь и ISP, и вендорами, поэтому на миграцию в «облаках» накладываются еще и задачи оперативного импортозамещения бизнес-сервисов, получаемых из cloud-площадок в формате «…aaS».
Поставка сервисов из «облака» для корпоративных заказчиков удобна, поэтому даже после введения санкций от такой формы потребления российские компании отказываться не спешили. Например, в сегменте решений для видеоконференцсвязи за 2 года только треть российских коммерческих структур (33%) выполнили полное импортозамещение, сообщает «Труконф» со ссылкой на исследование ресурса «Видео+Конференция». Столько же — 30% — импортозамещение ВКС провели фрагментарное, то есть используют продукты как российских, так и глобальных вендоров, и, наконец, треть компаний (31%) импортозамещение даже не начинали, продолжая использование решений видеоконференсвязи только от глобальных вендоров.
«Переход на новое программное обеспечение — это сложный процесс, особенно в крупных компаниях», — признает Павел Потехин, исполнительный директор «МТС Линк», отмечая, что нет ничего удивительного, что часть корпоративных заказчиков продолжает пользоваться сервисами Microsoft Teams несмотря на риск отключения.
Можно предположить, что аналогичная ситуация присутствует и в других ИТ-сегментах. Особенностью текущей ситуации является ее наложение на задачи импортозамещения, зачастую решенные менее чем наполовину.
Что произойдет
Ситуация, вызванная действиями Microsoft и других поставщиков, катализирует ряд процессов на российском рынке. Это коснется как миграции на российские «облака», так и традиционного импортозамещения программных продуктов у корпоративных пользователей. Стейкхолдерами, как легко видеть, станут и российские cloud-провайдеры, и вендоры бизнес-решений, и интеграторы. Заметим, что многие крупные компании в ряде случаев выступают в трех лицах одновременно. Например, МТС является «облачным» провайдером и поставщиком бизнес-решения, а также в спектр предложения входят услуги интеграции, например, консалтинг.
«Сейчас, когда отказ от привычных приложений станет вынужденной мерой, мы готовы оказать бизнесу всю необходимую поддержку для сохранения непрерывности бизнес-процессов, — говорит г-н Потехин. — Наши специалисты оперативно проведут обучение для сотрудников
новых клиентов, а техподдержка будет, как всегда, доступна круглосуточно».
Сказанное справедливо и для других российских ИТ-гигантов. Например, на ситуацию отреагировал VK. Компания объявила об усилении команды, занимающихся технической поддержкой и консалтингом, что позволит сделать процесс миграции максимально быстрым и безболезненным для клиентов«, отмечает Дмитрий Лазаренко, директор по продукту VK Cloud и руководитель сегмента облачных сервисов VK Tech.
Акцент на наличии экспертизы и компетенций, нужных для миграции, совмещенной с импортозамещением, отмечают и другие персоны рынка.
«Наша команда обладает всем необходимым для предоставления заказчикам „облачных“ решений — от собственного производства оборудования до сильной инженерной команды с глубокой экспертизой в работе с прикладными системами», — отмечает Роман Гоц, генеральный директор DатаРу.
Оплачивать процессы миграции и переход на новые продукты придется российским корпоративным заказчикам. Компаниям понадобится или изменение форм взаимодействия с поставщиками глобальных решений, или миграция на российские «облака» и российские же программные продукты. Более того, во многих случаях вложения понадобятся как в первый вариант развития событий, так и во второй.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News