Экспертное мнение: три главных soft skills, которые нужно развивать специалистам ИT-команд в крупных компаниях

8 мая 2024 г.

В нулевые и десятые годы на ИT-рынке отмечался недостаток специалистов, поэтому для работодателей первостепенное значение имели технические навыки соискателя. За последние 10 лет ситуация полностью изменилась. Крупный бизнес наряду с ИT-компаниями начал развивать собственную экспертизу в технологиях. Работодатели стали обращать внимание на коммуникативные способности соискателей, их умение работать в команде, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Soft skills (или мягкие навыки) теперь не менее важны, чем технические. Анна Сушкова, HR-директор компании ITFB Group, рассказала, какие «софты» помогут построить успешную карьеру в ИT.

Топ-3 мягких навыков для успешной карьеры

Навык быстрого построения коммуникаций

Стереотипный образ «нелюдимого» айтишника остался в прошлом — наступило время командной работы. На первый план выходят коммуникативные навыки, которые определяют успешность сотрудничества с коллегами, менеджментом, клиентами. Если взаимодействие внутри команды не выстроено, специалист рискует не только остаться один на один с возникшей проблемой, но и даже неправильно понять задачу. В конечном итоге это влияет и на эффективность сотрудника, и на успешность проекта в целом.

Специалистам на старте работы над новым проектом важно не только ознакомиться с его кодовой базой, правилами разработки и общими принципами, но и суметь быстро найти общий язык с коллегами. Это позволит влиться в коллектив за короткое время.

Уверенность в себе

Отсутствие страха задавать вопросы и умение отстаивать свое мнение — на втором месте среди важных soft-навыков. Неуверенный в себе специалист довольно часто не может аргументировать свои решения, даже если полностью уверен в своей правоте. При этом синдромом самозванца зачастую мучаются даже квалифицированные специалисты, за плечами которых множество успешно реализованных проектов.

Сфера ИT ориентирована на бизнес и его нужды. Поэтому важно уметь задавать правильные вопросы, которые помогут выяснить у клиента его потребности и цели проекта, погрузиться в задачу. Для того чтобы создать хороший продукт, разработчику нужно понимать бизнес и проблемы заказчика. Тогда он сможет предложить оптимальный подход, а уверенность в себе и своих решениях поможет их отстоять.

Гибкость и адаптивность

Способность быстро осваивать новое, работать в условиях сжатых сроков — это навыки, необходимость в которых определило быстрое развитие ИT. Во многих отраслях происходит глобальная трансформация, связанная с цифровизацией экономики, необходимостью ускоренного импортозамещения. В связи с переходом на новые продукты ИT-специалисты переучиваются на актуальный стек. В таких условиях обучаемость становится одним из ключевых навыков для специалиста, который хочет развиваться в профессии, строить карьеру.

Не меньшее значение имеет и способность работать в условиях сжатых сроков. При этом важно, чтобы работа в стрессовых условиях не влияла на работоспособность и производительность.

Мода или необходимость? Надолго ли с нами тренд на развитие soft skills?

Существует стереотипное мнение, что для айтишников развитые soft skills не так уж и важны, и что повышенное внимание к ним — скорее мода, чем реальная необходимость. Однако мы замечаем изменения на собеседованиях почти каждый день. Сейчас в большинстве компаний используются гибкие техники разработки, например, Agile. Работа в таких условиях требует от специалистов развитых «софт скилов», хотя бы базовых. И их проверяют на первом же разговоре с кандидатом.

Еще больше увеличивает внимание к soft skills рост популярности аутстаффинга. При такой модели сотрудники ИT-компании работают в рамках проекта в команде заказчика. Сотрудник должен уметь быстро адаптироваться к условиям работы в новом коллективе и на новом проекте, а значит, от него требуются развитые soft skills.

ИT-компании, которые предоставляют специалистов на проекты, теперь почти на равных развивают «харды» (обучают сотрудников актуальному технологическому стеку) и прививают базовые soft skills (мастер-классы, лекции, митапы).

Soft skills на практике

Среди айтишников мнения о развитых soft skills разделились. Большинство признает их важность. Например, по результатам исследования компании ITFB Group, 60 % ИT-специалистов обозначили, что требования работодателей к мягким навыкам стали выше, каждый пятый заметил, что стало сложнее трудоустроиться, особенно в крупную компанию.

Мягкие навыки нередко тестируют даже на начальном этапе отбора, если на позиции предусмотрена постоянная работа в команде. Чаще всего на собеседовании проверяют реакцию на конфликтные ситуации, умение их разрешать, лояльность к работодателю, проактивность, целеустремленность, а иногда задают логические задачи.

Тем не менее, собеседование — это двухсторонний процесс, и ИT-специалисты также присматриваются к работодателю. Например, обращают внимание на то, как выстроены процессы, взаимодействие с командой и внутри нее.

Заметны изменения и внутри профессиональной среды. По данным опроса, треть ИT-специалистов уверены, что для успешной карьеры важны только hard skills. Четверть опрошенных согласились с тем, что работодатели стали требовательнее к «софт скилам» и ожидают от членов команды умения общаться и делать это корректно.

Интересный факт: 90% ИT-специалистов уверены, что развитые soft skills помогают расти по карьерной лестнице и увеличить заработную плату. При этом каждый четвертый считает, что развитые «софт скилы» соискателя способны увеличить зарплатное предложение в два раза и более.

Источник: Пресс-служба компании ITFB Group

Россия