Как понять, что ваш коллектив — эффективная команда?

21 августа 2023 г.

Если группа задумалась об эффективности, прежде всего надо ответить на вопрос, является ли она командой. Некоторые ошибочно называют командой, например, отдел продаж — где каждый менеджер работает со своими клиентами на своей же территории.

Команда — это коллектив людей со взаимодополняющими функциями, которые объединены общей целью и договорились о путях ее достижения. При этом каждый из участников играет определенную роль в процессе достижения этой цели, а сами роли являются взаимодополняющими по отношению к цели.

Обычно в команде не более Важным условием командной работы является то, что члены команды ставят цель, ради которой собрана команда, превыше своих личных. При этом понятно, что общая цель не должна противоречить личным целям каждого, и чем в большей степени она согласуется с целями каждого, тем с большим энтузиазмом люди будут к ней стремиться.

Коммерческий отдел, на первый взгляд, объединен общей целью — планом продаж на подразделение, однако в большинстве случаев KPI каждого сотрудника совсем не зависит от его достижения или зависит на совсем небольшой процент. Следовательно, сотрудники отдела продаж в большей степени работают на личный результат и, таким образом, командой не являются (как бы в это ни хотелось верить руководителю, личный KPI которого обычно и есть план продаж всего подразделения). Так же ошибочно считать командой сотрудников с похожим кругом должностных обязанностей, например сотрудников call-центра или поддержки.

Критерии эффективности команды

Каждая команда сама определяет для себя критерии эффективности. В командном коучинге это один из главных вопросов, по которому сотрудники должны прийти к консенсусу. Они должны договориться по следующим пунктам.

1. Цель

Все члены эффективной команды должны одинаково понимать цель, ради которой существует команда, и то, как выглядит результат достижения этой цели.

Мы собрались, чтобы построить дом (из какого материала, где, сколько в нем будет этажей, входов, окон и т. п.). При внешней очевидности очень часто прямо на этом этапе бывают различные мнения.

2. Критерии достижения цели

Что позволит судить о том, что цель достигнута и когда это должно произойти?

Дом построен, когда будут возведены стены и закончена отделка? Или когда его примут компетентные органы, контролирующие жилищное строительство? Что обязательно должно быть в построенном доме на уровне артефактов и бумаг? Когда это должно произойти?

3. Разделение ролей

Как общая цель декомпозируется на цели каждого члена команды? То есть, что он будет делать, как и какой должен получить результат?

4. Критерии эффективности

После того, как команда имеет четко определенную и всем одинаково понятную цель, пути ее достижения определены и роли распределены, можно начинать говорить об эффективности.

Что мы как команда будем считать эффективной работой в направлении поставленной цели? Как будем взаимодействовать? Чем вознаграждать за успехи и что считаем неприемлемым? Как часто команда будет собираться вместе, чтобы обсудить текущий статус проекта? Кто являются ключевыми заинтересованными сторонами, кого команда будет регулярно информировать о ходе проекта и возникающих проблемах, и кто это будет делать.

О чем еще важно договориться?

Во время коучинга на этом этапе команде задается вопрос: о чем еще важно договориться, чтобы работать эффективно.

Некоторые команды предпочитают договориться о том, сколько времени (или других ресурсов) каждый член команды будет тратить на работу в этой команде. Это особенно актуально сейчас, когда проектный подход к управлению приводит к тому, что зачастую одни и те же сотрудники являются одновременно членами разных команд. Другие предпочитают заранее договориться о том, как будут разрешать конфликты, если таковые возникнут.

Если команда собирается для реализации своего первого проекта, то хорошо, чтобы каждый член команды «на берегу» поделился, что для него важно при взаимодействии с коллегами. Например, кому-то может оказаться важным иметь регулярную обратную связь относительно результатов работы, а для кого-то важна благодарность.

***

Эффективная команда — это высококлассные специалисты в своих областях и культура (атмосфера), которая наилучшим образом соответствует потребностям ее членов, способствуя максимальному раскрытию их способностей. Для каждой команды будет своя атмосфера. Сегодня мышление членов команды смещается от получения указаний к принятию ответственности за результаты, через повышение осознанности членов команды о себе, своих и командных целях и ценностях.

Эффективная командная работа — это не набор сложных теорий, а высокая степень осознанности своих потребностей, соотнесение их с потребностями и целями команды и готовность открыто обсуждать важные проблемы для принятия решений, которым все будут готовы следовать.

Источник: Мария Орловская, основатель и управляющий партнер компании TeamSonance, ex-CEO Oracle в России

( )