1 ноября 2023 г.
Снижение квартальной динамики поставок смартфонов на мировом рынке, начавшись во II кв. 2022 г., продолжается беспрерывно до настоящего времени. Однако по итогам третьего квартала указывают аналитики, отгрузки мобильных аппаратов снизились год к году всего на 1%, — и если намеченный тренд продолжится, уже в IV кв. может быть зафиксирован рост. Причём едва ли не основной причиной этого роста называют агрессивное продвижение новых моделей как в верхней, так и в нижней ценовых стратах, — что наверняка отразится и на ассортименте российского смартфонного рынка.
Падение с замедлением
Начиная с IV кв. 2022 г., когда был достигнут минимальный (по меньшей мере за два предыдущих года) показатель снижения квартальных поставок смартфонов за год, эта величина неторопливо, но верно росла — достигнув в III кв. текущего года —1%. При этом, хотя первая тройка смартфонных брендов — Samsung, Apple, Xiaomi (вместе с суббрендом POCO) — продолжает оставаться неизменной уже много кварталов подряд, на местах наблюдается некоторое оживление. Четвёртую позицию, отмечают в Canalys, занимает китайский вендор OPPO вместе с суббрендом OnePlus, а пятую, с минимальным отрывом, — ещё одна компания из КНР, Transsion Group, выпускающая смартфоны под марками Tecno, Infinix и iTel.
Кстати, как раз Xiaomi и Transsion Group единственные из первой мировой пятёрки показали прирост поставок год к году. Аналитики связывают это с оживлением потребительского спроса на главном для этих вендоров рынке — собственно, материковом китайском, — что удачно наложился на своевременное опустошение партнёрских складов в канале за предыдущие кварталы. В результате преуспевшие в планировании заполняемости канала компании имеют возможность размещать у ODM-сборщиков дополнительные заказы на новинки, что готовятся к выводу на рынок в канун высокого сезона ближе к концу года — по сути, уже начавшегося. И тем самым оказываются в более выигрышном положении сравнительно с опережающими их по доле поставок Samsung и Apple, которые вследствие по-прежнему сравнительно высокой затоваренности партнёрских складов прежними моделями вынуждены более сдержанно продвигать свои новые модели.
Впрочем, два лидера мирового смартфонного рынка пока продолжают доминировать в самом верхнем ценовом сегменте, причём южнокорейская компания — во многом благодаря активно развиваемой ею линейке складных гаджетов с гибкими OLED-экранами. Аналитики приводят такой пример крепости позиций, отвоёванных Samsung в этом подсегменте: одна из главных её соперниц по направлению складных смартфонов, OPPO, старается анонсировать соответствующие новинки — модели Find N3 и OnePlus Open — лишь на тех страновых рынках, где гаджеты серий Samsung Galaxy Z Flip и Fold 5 активно не продвигаются.
В целом Canalys рекомендует вендорам в преддверии крайне неопределённого 2024 года вести себя осмотрительно, не ввязываться в ценовые войны — и готовиться к долгому периоду операций на крайне насыщенном предложениями рынке со значительно удлинённым сроком службы однажды купленного гаджета и в условиях едва ли не нулевой приверженности потребителя выбранной марке (за исключением, пожалуй, истых поклонников Apple, — но их доля в среднем стабильно не превышает
Прикладные выводы
В России, по наиболее свежим из доступных в открытой печати данным GS Group, за первое полугодие зафиксирован рост импорта смартфонов на 26% год к году, — правда, от довольно низкой базы сравнения января-июня Относительно усреднённого импорта за первые полгода на интервале наблюдается уже ощутимый спад, — на 17,2%. Интересно при этом, что откровенного перекоса в сторону наиболее бюджетных моделей не зафиксировано: за первые полгода доля смартфонов до 10 тыс. руб. в общем импорте в Россию составила 24% по количеству, наиболее дорогих (30 тыс. руб. и выше) — 21%, тогда как на промежуточную старту остаётся 55%. При этом объём поставок кнопочных телефонов за указанный период (3,2 млн единиц) даже несколько превышает таковой для бюджетных смартфонов, — 3,0 млн штук.
Доля iPhone в поставках в Россию продолжает снижаться — невзирая даже на доступность этих устройств с полной локализацией, обеспеченных гарантийной и технической поддержкой. Безусловные преимущества фирменных сервисов Apple в условиях введённых против РФ рестрикций откровенно теряют притягательность; более того — невозможно предсказать, какие приложения и функциональные возможности окажутся недоступными российским пользователям вслед за уже отключёнными. Высокая цена указанных гаджетов в сочетании с крайней волатильностью рублёвого курса также не способствуют росту доля iPhone среди ввозимых в страну смартфонов, — за первые полгода она составляет уже лишь 9%. Суммарная же доля смартфонов китайских брендов в этих поставках — 77%.
В сложившихся условиях, отмечают эксперты, отечественные разработки — как сами смартфоны, так и операционные системы для них, — получают неплохую возможность для развития. Сравнительно невысокая доля бюджетных моделей в структуре поставок свидетельствует о готовности российского потребителя и корпоративного заказчика платить за реально востребованную функциональность, а локализация как можно более полного производственного цикла внутри РФ будет повышать защищённость готового аппаратно-программного решения от курсовых пертурбаций. Заодно и постепенное возвращение мирового рынка к росту, сопровождаемый в том числе более охотными инвестициями глобальных вендоров в НИОКР, будет способствовать расширению возможностей ODM-производиелей — что позволит и отечественным разработчикам предлагать каналу более привлекательные модели.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News