29 августа 2023 г.
Системная интеграция в области мультимедиа и до начала СВО представляла собой не самую тривиальную задачу, — а ведь теперь к весьма разнообразным требованиям заказчиков прибавились сильно осложняющие жизнь интегратора обстоятельства в виде недоступности «железа», ПО и/или услуг множества глобальных грандов по данному направлению. Как сегодня справляются с мультимедийными проектами российские интеграторы?
Цветущая сложность
Как указывает Дмитрий Пустовой, руководитель направления мультимедиа решений STEP LOGIC, решения вендоров так называемого первого эшелона пока доступны на рынке: «Но существенно увеличились сроки их поставки (с 8 недель до года), цены (в среднем на 50%), а также прекратилась техническая поддержка. Мы не можем прогнозировать, когда и в каком объёме получим оборудование — и состоится ли поставка в принципе. В связи с этим при проектировании мультимедийных систем в случаев ориентируемся на китайское оборудование. Оно выигрывает по срокам поставки и цене, развивается поддержка вендоров на территории РФ. В проект, если он планируется в перспективе, стараемся заложить много разных вариантов. Если же реализация нужна оперативная, то выбираем из того, что есть в наличии на складах дистрибьюторов. Китайские вендоры не имеют таких широких линеек решений, поэтому, чтобы сохранить всю имеющуюся ранее функциональность, мы должны сделать более сложное интеграционное решение. Если раньше можно было собрать ядро такого комплекса на Crestron или Extron, то сейчас необходимо интегрировать продукты минимум трёх производителей. В идеале интегратор сначала должен собрать мультимедийный комплекс, который хочет продать заказчику, в собственной лаборатории — оттестировать и понять, как он будет работать».
Дмитрий Пустовой, руководитель направления мультимедиа решений STEP LOGIC:
В ситуации, когда на сроках реализации проекта сказываются внешние обстоятельства, важно понимать задачи заказчика и исходить из его интересов.
В одном из проектов по созданию мультимедийного комплекса в трансформируемом конференц-зале, предназначенном для сдачи в аренду и обеспечения корпоративных потребностей, мы столкнулись с серьезными проблемами при поставках оборудования, так как изначально системы коммутации, управления, звукоусиления и обработки сигналов строились на решениях Extron.
В итоге совместно с заказчиком было принято решение внести изменения в проект. В состав обновленного комплекса вошли энкодеры и декодеры AVoverIP серии VINX от Lightware, контроллеры аппаратных средств и система управления ATEN, линейные массивы и потолочные акустические системы Enewave для вывода звука, а главным процессором обработки аудио сигналов стал контроллер Tendzone.
Так как оборудование нужно было получить, протестировать и объединить с уже функционирующими системами и имеющимися устройствами, работа над проектом состояла из четырех этапов. Но мы постарались выстроить ее так, чтобы уже после завершения первого этапа внедрения комплекса в зале можно было проводить мероприятия.
Сначала было установлено основное оборудование для видеоотображения и временное (привезенное с нашего склада) для коммутации и распределения видео и аудио-сигналов, что обеспечило базовую работоспособность площадки.
На втором этапе с помощью целевого оборудования для аудио и видео-коммутации зал стал трансформируемым, можно было использовать его как одно большое помещение либо 2 независимые переговорные комнаты. Далее были добавлены функции интерактива, видеосвязи, расширен функционал системы звукоусиления.
На финальном этапе наши специалисты приступили к автоматизации и внедрению централизованного управления всем мультимедийным комплексом. Таким образом, несмотря на то, что проект длился порядка 12 месяцев, заказчик смог использовать помещение уже через две недели после начала работ по внедрению AV-комплекса.
В период выстраивания логистических цепочек не сразу удавалось подобрать замену для некоторых типов оборудования, к функциональности и удобству которого привыкли заказчики, — об этом говорит и Сергей Ханай, руководитель группы дополнительных сервисов CTI: «Сейчас появилось больше альтернативных поставщиков и возможностей за счёт параллельного импорта, но это повлекло за собой ряд дополнительных задач. Как следствие, увеличились сроки подготовки проектов. При подборе оборудования теперь требуется больше времени для его всесторонней оценки, большое внимание также уделяется обсуждению сроков поставок с заказчиками. В комплексных проектах появились новые связки оборудования, которые ранее не применялись, для тщательной отладки которых мы собираем демонстрационные стенды».
«Полтора года назад в индустрии возник вакуум, когда привычные производители мультимедийного оборудования ушли из России, — констатирует Леонид Жестев, директор Центра мультимедийных решений компании „ЛАНИТ-Интеграция“ (входит в группу ЛАНИТ). — Прекратилась техническая поддержка, обновления перестали быть доступными, что усложнило реализацию действующих и будущих проектов. Однако долгое время российский рынок не испытывал дефицита предложения. В игру вступили новые вендоры, как российские, так и из дружественных стран. Массовой проблемой оказалась локализация нового оборудования — в разрезе документации и интерфейса».
Евгений Французский, руководитель направления ВКС компании «Марвел-Дистрибуция», подтверждает, что интеграторы за долгие годы привыкли строить сложные проекты на оборудовании крупных проверенных западных производителей: «После их ухода с российского рынка сроки поставки оборудования этих вендоров катастрофически выросли, либо поставки стали вовсе невозможными. Поэтому главными сложностями для интеграторов последние 1,5 года является поиск качественных альтернатив и донесение информации о них до заказчиков».
В условиях недостатка товара и ограниченности бюджета заказчика первичная пусконаладка устройств, расширенное техническое обслуживание конференц-залов и конгресс-систем, а также необходимость адаптации ПО (чаще всего вручную) привели к более тесному взаимодействию интеграторов с дистрибьюторами, — на это обращает внимание Василий Нестеров, заместитель руководителя отдела системной интеграции компании «Снежный Барс»: «Были и логистические издержки, и непонимание самих вендоров, каким образом сложится работа в новых реалиях. Всё это на фоне постоянно растущего спроса со стороны заказчиков, ведь бурно развивающаяся в последние годы отрасль сделала мультимедийные системы неотъемлемой частью рабочего процесса клиента. Сегодня при построении современных многофункциональных конференц-залов, отвечающих потребностям заказчиков, главной проблемой действительно является совместимость решений различных производителей — между собой и с существующей инфраструктурой клиента».
Всё привычное и понятное недоступно, всё новое и неизвестное непонятно, — так описывает сложившуюся полтора года назад ситуацию Карина Вотенева, руководитель группы proAV-решений компании Treolan (входит в группу ЛАНИТ): «Чтобы предоставить заказчику решение, по уровню не уступающее тому, к которому он привык, интегратор вынужден потратить много времени. Нового оборудования на рынок завезли много, а как оно работает и может ли синхронизироваться с тем, что уже есть, не всегда понятно».
Что нам стоит зал построить
Если говорить о таких проектах как многофункциональные конференц-залы — с возможностью проведения конференций, презентаций, сеансов ВКС, с приглашением репортёров и переводчиков и пр., — то реально ли сейчас организовывать их в России на том же уровне функциональности и надёжности, что и до начала СВО?
«Имеющиеся аудио- и видеотехнологии обеспечивают возможность проведения конференций, концертов, презентаций, кинопоказов, видеоконференций и других мероприятий, а также предоставляют важные функции, такие как перевод, трансляции и многое другое, — заверяет Дмитрий Пустовой. — С точки зрения пользователей функциональность конференц-залов осталась на прежнем уровне, но их техподдержка становится сложнее, потому что появилось много разных новых линеек оборудования, по которым нет доступной в открытом виде документации, обучения, сервиса от вендора. Если вдруг в софте был выявлен баг, то мало кто готов предложить обновление, решающее эту проблему. Кроме этого, у новых вендоров пока до конца не выстроена работа по гарантийному ремонту и поддержанию склада запасных частей».
Если на данный момент перед клиентом стоит задача строительства конференц-зала, в том числе с самым широким спектром возможностей, то в данной области, напоминает Василий Нестеров, появилось огромное количество российских производителей, готовых предложить любые решения — включая видеостены, умные PTZ-камеры, конференц-системы и звуковое оборудование любого уровня: «Сегодня нашей компанией реализуется несколько таких крупных проектов, в том числе с комплексной настройкой и сопряжением всего оборудования с программным обеспечением заказчика, и мы можем смело сказать, что функциональный уровень данных систем только повышается».
Создавать многофункциональные конференц-залы возможно, если внедрять правильные бренды, — в этом уверена Карина Вотенева: «Сейчас, используя решения новых вендоров, можно предложить конференц-системы с функциями записи, голосования и синхронного перевода на 5G-технологиях, а также с цветными дисплеями».
Евгений Французский напоминает о немаловажном нюансе: «Раньше конференц-зал можно было собрать на оборудовании одного или двух брендов, сейчас приходится задействовать продукцию большего количества производителей. У одних — хорошая коммутация, у других достойный звук, у третьих — средства отображения. Качество реализованного проекта зависит как раз от компетенций интегратора и предлагаемых им решений».
Строить сегодня мультимедийные конференц-залы на прежнем уровне функциональности вполне реально, уверен Сергей Ханай: «А что касается их долгосрочной надёжности — тут время покажет. В любом случае положительные моменты есть, поскольку поставщики уже давно, как минимум с 2015 года, продумывали альтернативные варианты. За этот период времени появилось достаточно линеек оборудования, сочетающих качество с приемлемым уровнем цен».
Реализовать многофункциональный конференц-зал возможно, — так считает и Леонид Жестев: «На российском рынке представлено много аналогов, которые не хуже привычных иностранных решений. Уровень надёжности и высокотехнологичности реализованных проектов зависит от разных факторов. Один из основных — бюджет заказчика. Например, уже доступны ИТ-продукты от китайских вендоров, которые применяются на важных промышленных объектах, а также решения классом ниже».
Из того, что было
По понятным причинам часть мультимедийных интеграторских проектов в начале 2022 г., будучи запланированной с учётом одного комплекта оборудования и платформ, вступила в фазу реализации уже с иной аппаратно-программной базой — либо полностью, либо частично.
«Сегодня мы зачастую используем оборудование малоизвестных производителей, — констатирует Дмитрий Пустовой. — Поэтому, чтобы реализовать необходимую заказчику функциональность, ряд продуктов приходится дорабатывать совместно с вендорами или же самостоятельно. Благодаря широкой экспертизе в интеграции различных систем и компонентов, а также большому портфелю вендоров (со многими азиатскими производителями, включая Unilumin, RGBlink, ITC, LD Systems, мы работаем уже давно), большую часть проектов получается довести до завершения с сохранением ранее запланированной функциональности. Заказчики понимают сложившуюся ситуацию, но стремятся как можно глубже погрузиться в детали, требуют дополнительных гарантий, контролируют качество работ, чтобы быть уверенными в успешной реализации проекта».
Именно совместная работа, настаивает эксперт, помогает добиться качественного результата: «Показателен в этом отношении проект по строительству многофункционального конференц-зала вместимостью до 90 человек для одной из крупных девелоперских компаний. До февральских событий у нас имелся проект мультимедийного комплекса, и была поставлена часть оборудования Extron. Вторую же часть, включающую звуковое оборудование Shure, на тот момент мы привезти не могли. По согласованию с заказчиком зал был перепроектирован с полным сохранением функциональности. На всё это требовалось дополнительное время, а его у заказчика не было, необходимо было срочно запускаться. Но и здесь выход был найден. Сначала мы построили временное решение на подменном оборудовании, которое нашлось в нашей лаборатории, складе у дистрибьютора и заказчика. А через 2 месяца конференц-зал был полностью оборудован согласно проекту».
Самое главное для заказчика, утверждает Евгений Французский — чтобы его проблема была решена: «Если ему необходим мультимедийный комплекс, и интегратор может его предоставить со всем соответствующим сервисом, от поставки и настройки оборудования до обучения и поддержки, то заказчик готов к различным вариантам. Опасений по поводу попадания в зависимость от интегратора быть не может, так как чаще всего все поставляемые решения не уникальны, имеют одни и те же протоколы, разъёмы и т. д., поэтому даже гибридный проект будет состоять из привычных элементов. Но чтобы обезопасить себя, заказчику достаточно запросить у интегратора как можно более подробную документацию о том, как реализован проект, как функционирует оборудование и ПО, как они связаны между собой».
«У нас было несколько таких проектов, в которых заказчик занимал выжидательную позицию, — вспоминает Сергей Ханай. — Когда сложилось окончательно понимание необходимости замен, проектная команда предложила альтернативные варианты с аналогичным функционалом. А там, где это было невозможно, обсуждали компромиссные решения. Все эти проекты завершились положительно».
«Конечно же, были проекты, которые разрабатывались изначально в других условиях, с использованием оборудования ушедших с российского рынка брендов, — соглашается Василий Нестеров. — Приходилось быстро реагировать, искать замены, а главное — прорабатывать большой комплекс задач по интеграции данного оборудования с программным обеспечением заказчика. Работа в данном направлении и ранее напоминала конструктор „Лего“, только сейчас разнообразие и доступность „деталей“ резко изменились, причём не всегда в худшую сторону. В такой ситуации успех для заказчика напрямую зависит от интегратора, которому он доверится. Со своей стороны мы как раз делали всё, чтобы в данных проектах клиент понимал, что связывает себя долгими партнёрскими отношениями с компанией специалистов, которые не бросят на полпути».
«Мы столкнулись со сложностями, когда 80% проектных решений стали недоступны для поставки, — признаёт Леонид Жестев. — С начала 2022 года пришлось пересматривать множество продуктовых линеек, чтобы добиться параметров, которые хотел заказчик. Эта работа продолжается и сейчас. Сам по себе гибридный проект не представляет для заказчика угрозу, которая ставила бы под удар бизнес-процессы. Мы как системный интегратор всегда берём риски на себя, а в рамках гарантии и сервисного обслуживания возникающие сложности благополучно решаются».
Большие перемены
Что сегодня в принципе доступно на рынке мультимедийных решений? По свидетельству Дмитрия Пустового, отрасль не испытывает ни паники по поводу нехватки какого-то оборудования, ни недостатка в новинках: «За прошедший год мы протестировали решения 20 вендоров, всего же в нашем портфеле их порядка 50. Естественно, найти полную замену тем же Crestron и Extron практически невозможно. Однако можно подобрать аналоги из линеек производителей, которые в настоящий момент на нашем рынке доступны, Kramer, Lightware, WyreStorm. Азиатское оборудование и ПО присутствуют во всех областях, однако пока не хватает детальности проработки и полноты документации по продуктам. Зачастую, проводя тестирование того или иного оборудования, наши специалисты сталкиваются с тем, что заявленная в документации функциональность продукта не соответствует реальной».
Эксперт приводит яркую иллюстрацию: «Чтобы найти камеру с функцией автотрекинга, нам пришлось проверить оборудование 6 китайских производителей. И хотя в документации к камерам эта функция была заявлена, физически она представляла собой автоматическое слежение за одной картинкой, то есть при беседе показывала и следила только за одним её участником. И если в итоге камера с нужным функционалом все же была найдена, то решений для синхронной работы и настройки параметров трекинга для группы камер у китайских вендоров, к сожалению, пока не нашлось. В части отображения информации изменений в качестве практически не наблюдается, вместо светодиодных экранов Samsung, Barco мы и раньше часто использовали Unilumin, Leyard, LP Display. А вот с микрофонными системами стало несколько хуже, настройки на китайских системах менее гибкие, нестабильно держат связь по радиоканалу, меньше вариантов по настройке зоны охвата. По нашим наблюдениям, китайские вендоры практически догнали европейских с точки зрения „железа“, но пока сильно отстают в проработке софта. Мы видим, что работа по этому направлению ведётся, но ошибки и баги все равно периодически возникают».
Как отмечает Василий Нестеров, если говорить о рынке мультимедийных решений, то из России в основном ушёл премиальный сегмент, а также несколько крупных производителей: «Но это не значит, что их невозможно привезти для клиента, т. к. параллельный импорт с партнёрами отработан, вопрос только логистики, сроков и цены. В то же время данный период ознаменовал и большой всплеск активности как отечественных производителей оборудования, так и разработчиков программного обеспечения. Многие компании пришли с впечатляющими компетенциями и решениями, так как работали с гособоронзаказом, и им понадобилось не так много времени, чтобы перестроить свои мощности на массовый рынок, при этом сохранив надёжность и качество продукции. Если ранее у заказчиков была определённая доля недоверия к отечественному производителю по качеству и функциональности решений, то на данный момент эти вопросы постепенно отпадают благодаря все большему количеству успешно реализованных проектов».
«После ухода многих западных вендоров мы начали замещать их решениями новых производителей, прежде всего азиатских, — говорит Евгений Французский. — Так в мультимедийном портфеле „Марвел-Дистрибуции“ появились матричные коммутаторы, КВМ-переключатели, приёмники и передатчики сигнала AVoverIP, контроллеры для видеостен от лидера китайского рынка AVCiT, решения по передаче и управлению контентом от Danacoid и др.»
«Если коротко, то большинство мастодонтов рынка proAV-решений ушли или зависли, — констатирует Карина Вотенева. — Первое время все очень остро чувствовали это в аудиосегменте и системах управления. Но вскоре стало понятно, что в Китае за десятилетия развились свои сильные бренды. Изучив их функциональность и возможности, можно сделать вывод, что со временем довольно безболезненно все смогут перейти на новые марки и получить выгоду в виде низкой цены».
(Окончание следует)
Источник: Максим Белоус, IT Channel News