26 апреля 2024 г.
Продолжение, начало здесь
Особенностью момента являются попытки усложнения ситуации на подсанкционном рынке, от которого зависит состояние и перспективы всей национальной экономики, как со стороны внешних сил, так и внутренних. Например, консорциум АНО «Вычислительная техника», объединяющий «Аквариус», Yadro, Depo и некоторых других крупных вендоров, предложил исключить смартфоны, планшеты и ноутбуки любых брендов из перечня товаров, разрешенных для «параллельного импорта» в РФ.
Что такое «параллельный импорт»
«Параллельный импорт», разрешенный в настоящее время, снимает лишь одну из многочисленных препон для поставок оборудования российским компаниям, причем присутствующую уже внутри РФ: партии товаров, выпущенные производителями, внесенными в соответствующий список, временно разрешено ввозить без разрешения правообладателей. В остальном же никаких преференций ни для товаров, ни для ввозящих их сюда компаний от политики «параллельного импорта» нет, более того, и не ожидается.
Выход с предложением о запрете «параллельного импорта» на уровень Правительства — а соответствующий документ направлен в Минцифры РФ — несколько контрастирует с показной демонстрацией повышенного оптимизма как отдельными правительственными структурами, так и вендорами. Это далеко не первая подобная инициатива, предыдущие успеха не имели, но будет ли данная принята или отклонена — покажет время. С одной стороны, идеи «параллельного импорта» в современных условиях продолжают развитие, с другой — эта мера поддержки российских производителей не требует от государства прямых вложений, что несколько повышает вероятность принятия ограничений. Кроме того, такое событие лежит в рамках общего курса на построение цифрового суверенитета, что по-прежнему является восходящим трендом.
«Следствием запрета „параллельного импорта“ точно будет развитие отрасли опережающими темпами с точки зрения функциональности, надежности, удобства электронных устройств, произведенных в России, развитие у российского бизнеса навыков организации массового производства качественных сложных изделий, рост производительности труда», — уверен Дмитрий Титов, первый вице-президент ГК «Аквариус».
«Построение цифрового суверенитета — очень мощная идея, и ее поддержка в долгосрочной перспективе будет окупаться во всех смыслах, — говорит Екатерина Синица, директор по маркетингу компании SERVITY. — Однако подход тут нужен мудрый и аккуратный: терпеливо взращивать, а не ломать».
В случае принятия данной инициативы АНО в каналах поставок компьютеров, которые и так существуют в сложных условиях, появится еще одно дополнительное препятствие. Рынок получит искусственное снижение конкуренции. Разумеется, будет выгодно отдельным российским структурам, которые являются коммерческими компаниями — в том числе, подписантам из АНО. Но что насчет национальной экономики в целом?
Усложнение — всем, прибыль — избранным?
Запрет в принципе не рыночная мера, отмечает Николай Комлев, директор ассоциации АПКИТ, председатель Совета ТПП РФ по развитию цифровой экономики, при этом признавая актуальность такого варианта лишь в экстренной ситуации и то на короткое время. Принципиальных изменений на рынке дополнительное препятствие не создаст, но усложнит российским корпоративным заказчикам развитие ИТ-рельефов, а также повысит цены на ПК, что будет неприятно как для В2В-/В2С-, так и для В2G-секторов.
Вероятность повышения цен на компьютерную технику в случае запрета «параллельного импорта» признают и подписанты. «Временное снижение совокупного предложения в ряде сегментов рынка неизбежно приведет к повышению цен, это закон экономики», — говорит г-н Титов.
Дополнительное подорожание компьютеров в имеющихся условиях — совсем не то, что нужно российской экономике! А платить по повышенным ценам в таком случае придется практически всем.
«Бизнес-потребности заказчиков только растут, — говорит Светлана Иванова, генеральный директор РДТЕХ. — Объективные процессы цифровизации нельзя остановить, это тренд более высокого порядка нежели импортозамещение».
Участники ИТ-канала в целом негативно относятся и идее запрета «параллельного импорта» компьютеров. Как показал опрос, проведенный в соцсетях нашего издания (например, тут), только 8% одобряют такую меру, большинство — 78% — относится к этому отрицательно, а 13% затруднились ответить.
В будущем, как считают в АНО, цены опять снизятся. «Конкуренция неизбежно приведет к быстрому снижению цен до разумного уровня, а может и ниже — все зависит от накала конкурентной борьбы», — говорит г-н Титов.
Хотя не совсем понятно, почему радикальное снижение конкуренции в сегменте может способствовать росту «накала конкурентной борьбы» и общему снижению цен даже в среднесрочной перспективе.
Где конкурентные преимущества «отечественных компьютеров»?
На данный момент для «отечественных компьютеров» не существует полного технологического стека — от CPU до прикладных программных решений — который обеспечил бы импортозамещение на уровне, гарантирующем устойчивость поставок вычислительной техники на российский рынок даже в условиях «N+1» волны санкционного давления. Под термином «отечественные компьютеры» скрываются устройства, произведенные российскими компаниями в соответствии с набором формальных требований к локализации сборки, достаточных для попадания устройств в Единый Реестр российской радиоэлектронной продукции.
Ключевые компоненты в «отечественных компьютерах» остаются импортными. Разумеется, от присутствия в Реестре чудес не происходит, например, процессоры Intel и AMD не становятся в российскими, как и вся архитектура х86. Аппаратная часть не претерпевает радикальных изменений, хотя иногда российские вендоры добавляют некоторые опциональные модули, например, программно-аппаратные СИЗ, отвечающие требованиям российских регуляторов.
Для заказчиков совершенно не важно, где именно произвели печатные платы, выполнили монтаж навесных элементов и закрутили полтора десятка винтиков, — это мало влияет на итоговую стоимость и практическую ценность продукции. Однако наличие в Реестре много что меняет в маркетинговом плане! Продукция «из Реестра» получает расширенные права на участие в тендерах федеральных, бюджетных, муниципальных и других заказчиков, а также ряд других льгот от государства, как прямых, так и косвенных.
Показательно, что то же самое АНО недавно попросило смягчить требования, нужные для попадания в Реестр, сообщают «Ведомости». Заметим, что соответствие формальным требованиям — не единственный возможный козырь российской сборки, эти вендоры могли бы использовать для конкуренции и другие преимущества «красных компьютеров».
Реальные преимущества «красной сборки»…
Стоит отметить, что локальная сборка компьютеров дает дополнительные преимущества российской продукции, важные как для конечных потребителей, так и для всего рынка. Это более высокая стабильность поставок — хотя проблемы с отгрузкой китайских компонент окажут влияние и на российских вендоров, присутствие продукции в традиционном канале, наличие фирменной тех- и гарантийной поддержки, более широкие возможности кастомизации оборудования.
Важна совместимость российских компьютеров с российскими же «линуксами», а также рядом программ для них, как системных, так и прикладных. А при возникновении проблем с функционированием импортозамещенного софта в их решении будут принимать участие специалисты вендоров как «софта», так и «харда».
…и ее основная проблема
Перечисленных преимуществ, казалось бы, вполне достаточно для обеспечения господства российского оборудования в корпоративном сегменте. Почему же этого не происходит?
Продукция локальных сборщиков на данный момент не удовлетворяет российских потребителей. Полностью удовлетворены российским оборудованием только 10% (!) российских компаний, говорит Евгений Осьмин, главный методолог и аналитик исследования «Монитор технологий», проведенного РДТЕХ.
Окончание следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News