7 октября 2024 г.
Преимуществ у перевода локальной серверной инфраструктуры в облачное состояние для заказчиков множество: это и сокращение капитальных инвестиций, и повышение предсказуемости непрофильных затрат, и высокая эластичность облачных сервисов. И эти преимущества, похоже, не проходят мимо внимания клиентов: по оценке iKS-Consulting, в ближайшие 5 лет рынок облачных инфраструктурных сервисов в России увеличится в 3,8 раза — с 121 млрд руб. в 2023 г. до 464 млрд руб. в (CAGR — внушительные 30,7% в год).
Тем не менее, темпы облаковизации ИТ-инфраструктур российских заказчиков пока разительно отстают от общемировых, и дело тут явно не в одних только затруднениях с постройкой новых дата-центров или с ограниченностью доступа к гиперскейлерским облачным платформам с практически всеохватной функциональностью. Насколько выгодно для канала стимулирование перехода клиентов в облака — и в какой мере сами его участники приветствуют смещение центра тяжести клиентских ИТ-инфраструктур от инсталляций on-premises к колокации на площадках коммерческих дата-центров, а также в сторону SaaS, PaaS и IaaS?
Ожидания и реальность
Деятельная популяризация ИТ-инфраструктуры как услуги во всех её разновидностях (а именно, уже упомянутых SaaS, PaaS и IaaS) началась в России довольно давно. Казалось бы, за последние года аргументов в пользу перенесения хотя бы части локальной ИТ-инфраструктуры в облако у отечественных заказчиков всех уровней должно было порядком накопиться. Чего же на деле ожидают от облаков российские клиенты — и почему заведомо не ожидают многого, раз продолжают в массе своей развёртывать приобретённые в собственность серверы и СХД on-premises и на колокации?
Несмотря на то, что многие отечественные решения ещё пребывают в стадии роста, сама тенденция освоения облаков в России позитивная, — на это обращает внимание Константин Анисимов, генеральный директор «Астра Облако» (входит в «Группу Астра»): «Однако есть одно „но“: наш бизнес пока с большой неохотой переносит в облака критически важную инфраструктуру. Если сравнивать с США, то у них компании уже переместили в облака порядка 50% важнейших данных; у нас же набирается хорошо если 10% от общего рынка. Чтобы догнать в этом плане США, понадобится порядка
«Чтобы не быть голословным, обращусь к аналитическим исследованиям, — приводит свои аргументы Сергей Андриевский, технический директор „Инферит Облако“. — Мы наблюдали значительный рост российского рынка облачных сервисов в 2022 и 2023 годах. Согласно прогнозам, в 2024 году он вырастет ещё на треть, и до 2026 года продолжит прибавлять в среднем по 23,2%. В нашей стране есть несколько консалтинговых агентств, которые независимо проводят исследования облаков. Показательно, их замеры и прогнозы практически совпадают. Облакам сулят рост, — разница только в конкретных его объёмах. Что до ожиданий, то они эволюционировали не „вширь“, а „вглубь“. Например, вопрос безопасности инфраструктуры всегда стоял на первом месте. Однако сейчас сертификаты и аттестации воспринимаются как стандарт, а требовательный заказчик захочет и ЦОД лично посетить».
«Аналогичный подход работает и для облачных сервисов, — продолжает эксперт. — Требуется держать резерв для взрывного масштабирования, чтобы клиент мог по желанию значительно нарастить или снизить объём потребляемых ресурсов, при этом не неся капитальных затрат. Говорить, что заказчики „не ожидают многого“, — некорректно. Бизнес интересуют конкретные требования, по ним и выбирают провайдера. Что же касается развёртывания собственных серверов on-premises и колокации в ЦОД, то их стоит рассматривать индивидуально. Действительно, периодически выходят новости с громкими заголовками о „разочаровании“ в облаках. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что речь идёт об узкой нише и специфических кейсах».
«Инферит Облако»: провайдер, который понимает клиентов и предлагает оптимальные решения
Примерно до 2020 г. облака рассматривались как инфраструктурный сервис. Это была альтернатива покупки «железа», клиенты сами устанавливали приложения и базы данных. Простыми словами такой подход можно обозначить так: «Дайте инфраструктуру, дальше мы сами».
Сейчас наступила эра цифровых экосистем, которые упрощают работу с сервисами и объединяют мультипродуктовое облако в одном окне. Такой вектор развития относится и к «Инферит Облаку».
Облачный провайдер строит уникальную и сложную ИТ-инфраструктуру, которая полностью отвечает требованиям заказчиков. Это подход, в центре которого находится клиент, а провайдер слушает его и формирует решение. Такая гибкость и понимание открывают новые возможности для долгого сотрудничества.
Сегодня клиентам «Инферит Облака» доступны следующие услуги:
Инфраструктура как сервис (IaaS): миграция в «Инферит Облако», облачные серверы, приватный облачный сервер, резервное копирование и аварийное восстановление;
Частное облако;
Платформенные сервисы (PaaS): кластеры Kubernetes, объектное хранилище S3;
Оборудование в аренду: HaaS, Dedicated;
Размещение в ЦОД (Colocation);
Телеком услуги.
Клиенты получают преимущества экосистемы вендора «Инферит». Так, инфраструктура облачной платформы построена на базе собственного серверного оборудования «Инферит Техника» и лучших мировых решениях по кибербезопасности и сетевой части. Также доступна собственная операционная система, платформы FinOps, информационной безопасности и биллинга.
Важный фактор — инфраструктура провайдера «Инферит Облако» размещается в ЦОД Tier-III, расположенном в Москве. Облако аттестовано по наивысшему уровню (УЗ-1), на периметре работает кластер NGFW и отечественное решение 2FA. Также все клиенты провайдера получают бесплатную защиту от DDoS.
Платформа позволяет решить весь спектр инфраструктурных задач, включая импортозамещение. Возможность использовать платформу как в on-premise варианте, так и в виде публичного облака значительно упрощает реализацию гибридных облачных сценариев с распределением нагрузки между площадками.
Никита Черняков, руководитель департамента развития бизнеса решений ИБ компании Axoft, приводит оценку iKS-Consulting, согласно которой российский рынок IaaS/PaaS за последние 10 лет вырос почти в 50 раз (с 2,6 млрд рублей в до 121,4 млрд в 2023 году): «При этом за последние 2 года он фактически удвоился (61,8 млрд в против 121,4 млрд — в 2023 году). Поэтому, на мой взгляд, сегмент облачных сервисов чувствует себя достаточно хорошо — и показывает опережающие рынок темпы GAGR. Данные говорят о том, что доверие к облачным инфраструктурам у заказчиков растёт, и все большее количество нагрузок переезжает в облака».
Говоря же о том, почему все заказчики ещё не перешли в облака и массово продолжают использовать on-prem даже в условиях ограниченной доступности оборудования и персонала, эксперт делает предположение, что такой шаг потребовал бы от компаний изменения самой парадигмы отношений бизнеса и ИТ: «Как только (и если) бизнес начнёт воспринимать ИТ не как объект для капиталовложений, а как сервисную службу, которая отдаёт необходимые бизнесу ресурсы и сервисы по запросу, очень быстро станет очевидна экономическая нецелесообразность сохранения в on-prem достаточно большого количества нагрузок. Другая проблема, вытекающая из первой, — некорректное понимание SLA при on-prem (и сравнение данной модели „в лоб“ с SLA провайдера) и разделение зон ответственности. Провайдер несёт ответственность только за то, что подпадает в его зону, — то есть то, что прописано в контракте. Например, провайдер, предоставляющий виртуальный сервер пользователю, не обязан обеспечивать его резервное копирование».
Интерес к облачным технологиям в России действительно вырос, — это подтверждает и Андрей Дорохин, ведущий менеджер по облачным продуктам «DатаРу Облако»: «Компании начинают видеть преимущества гибкости, масштабируемости и снижения расходов. Однако многие всё ещё предпочитают инвестировать в собственные серверы и системы хранения данных. Причин здесь, как и всегда, несколько. Во-первых, многие организации уже вложились в собственную инфраструктуру — и теперь хотят использовать её по максимуму. Во-вторых, такой подход позволяет держать всю информацию внутри компании, не отдавая на аутсорс вопросы безопасности и контроля. Из этого вытекает и третий фактор, снижающий темпы внедрения облачных сервисов: это сохраняющееся недоверие к новым технологиям. Консерватизм и нежелание менять устоявшиеся процессы, особенно если текущие системы работают стабильно, ведут к тому, что рынок продолжается держаться за привычные модели».
Наталия Ефимцева, системный архитектор ICL Services, отталкивается от опыта своей компании — сервисно-продуктовой, оказывающей широкий спектр услуг и работающей с разными отраслями: «Именно поэтому мы видим общую ситуацию с различных позиций: кто-то выбирает только публичное облако, кто-то — только on-prem или частное облако, кто-то — гибридную инфраструктуру. Например, есть производство и заводы, где требования таковы, что оборудование должно быть расположено локально. Но этот же клиент для центрального и других офисов использует облачную инфраструктуру. Если сравнивать долю проектов в облаке и on-prem, то вторых окажется больше. Для некоторых проектов мы выполняем расчёт ТСО для облачной и локальной инфраструктуры: в перспективе лет затраты на облачную инфраструктуру обычно бывают ниже, в перспективе 5 лет затраты уже могут выравниваться или даже быть ниже для локальной инфраструктуры. Но на горизонте планирования в 5 лет очень трудно учесть все факторы. А многие из этих факторов будут как раз „за облако“ — это гибкость, масштабируемость, оплата по мере использования. В текущих реалиях всё меняется очень динамично, а модель по подписке (облачные ресурсы или SaaS сервисы) позволяет лучше этому соответствовать и экономить».
В облаках российские заказчики, продолжает эксперт, прежде всего ищут отказоустойчивости: «В зависимости от требований и возможных потерь бизнеса заказчики выбирают различные схемы развёртывания инфраструктуры и приложений. Даже при использовании одной зоны доступности и настроенного резервного копирования во многих проектах удаётся достичь требуемого совокупного SLA (например, многие облачные провайдеры предоставляют SLA доступности даже на одну виртуальную машину; обычно это аптайм 99,95%, т. е. при неудачном стечении обстоятельств — не более 22 минут простоя в месяц для единичной виртуальной машины). Если требуется SLA 99,95% и выше для всей системы, а не отдельных компонентов, то облако и здесь готово помочь, — инфраструктура разворачивается в зонах доступности. Цена вопроса несколько выше, но в этом случае обеспечена практически гарантированная бесперебойная работа. Плюс облака в данном случае в том, что здесь идёт оплата по фактическому потреблению ресурсов (в 2х зонах доступности), в локальной же инфраструктуре для такого уровня отказоустойчивости потребуется иметь узел и некоторый запас свободных ресурсов в кластере (в облаке тоже самое, но за счёт объёмов это прозрачно для пользователей — как с технической точки зрения, так и с точки платы за ресурсы, которая является усреднённой, и поэтому более низкой)».
Отталкиваясь от опыта собственной компании в проектах по DevOpsDevSecOps, эксперт указывает, что для них важным критерием в пользу облаков является наличие у тех управляемых сервисов: «Это управляемые SQLNoSQL базы данных, управляемый OpenSearch, управляемые сервисы сообщений (Kafka и т. п.), управляемые Kubernetes и т. п., т. к. подобные проекты построены не на классической инфраструктуре на виртуальных машинах, а на микросервисах. Преимущества здесь очевидны: гарантированная отказоустойчивость, автоматические обновления и резервное копирование, встроенный мониторинг и т. п. В пользу же локального развёртывания часто приводят аргументы, касающиеся безопасности и защиты данных, — но в большинстве случаев после изучения соответствующего раздела про безопасность конкретного облака все вопросы снимаются. Скажем, мы довольно часто в реализуемых решениях применяем NGFW для обработки входящего и исходящего трафика, сканеры безопасности — как виртуальных машин, так и для облака в целом, системы сбора и анализа логов аудите и т. п. В каких-то проектах есть требования по хранению резервных копий на других облачных площадках с целью нивелирования рисков потери данных и/или глобальной недоступности основного облака».
Причины того, что многие организации по-прежнему предпочитают развивать собственную ИТ-инфраструктуру, на взгляд Максима Гречнева, руководителя отдела интеллектуальных платформ компании «ЛАНИТ-Проекты» (входит в группу ЛАНИТ), носят по большей части исторический и психологический характер: «Для многих клиентов важно чувство полного контроля над своими информационными системами. Не всегда очевидны или понятны те преимущества, которые способны предложить облачные сервисы. А при определённых объёмах данных или существующих инвестициях в собственную инфраструктуру облачная модель может оказаться экономически невыгодной. Кроме того, для некоторых организаций модель OPEX-затрат, характерная для облака, является относительно новой или даже неприемлемой с точки зрения действующего законодательства. Это также служит барьером для перехода».
Продолжение следует
«Инферит Облако» — партнер обзора
Источник: Максим Белоус, IT Channel News