6 сентября 2024 г.
В текущем году аналитики Gartner ожидают бума глобальных затрат на дата-центры — не в последнюю очередь по причине всё более активного насыщения самих ЦОДов дорогостоящим оборудованием для решения задач искусственного интеллекта (который, в свою очередь, также до сих пор вызывает ещё немалый ажиотаж среди заказчиков). В то же время Россия пока с очевидностью отстаёт — не только от государств G7, но и от других стран BRICS — по уровню проникновения облачных сервисов. Однако отставание это вполне способно обернуться прозорливым промедлением — в случае разворота общемирового тренда.
Эксперты ныне всё чаще задаются вопросом — а так ли уж привлекательны облака для конечных заказчиков, как их рисуют маркетинговые отделы провайдеров облачных услуг? Скажем, те же самые расходы на дополнительное оборудование для провайдерских ЦОДов так или иначе неизбежно окажутся компенсированы за счёт повышения ставок на пользование облачными сервисами. И повышение это коснётся — а в ряде случаев уже касается — решительно всех клиентов облачных провайдеров.
Больше прочих заплатят, разумеется, те, кто будет развёртывать в облаке ИИ, типовой либо специально дотренированный на основе неких специфических для конкретного бизнеса данных, — однако и другие клиенты таких провайдеров наверняка ощутят на себе рост цен даже за стандартные версии подписок. Хотя бы по той причине, что оснащённый ИИ-серверами ЦОД в целом потребляет больше энергии и на работу вычислительной техники, и на отвод тепла; плюс к тому, часто необходимо усиление инженерной инфраструктуры — начиная с банального наращивания мощности ИБП в соответствии с возросшими энергетическими аппетитами защищаемых по питанию серверов.
Даже если оставить в стороне проблемы, связанные с облачными ИИ-вычислениями, в последнее время появляется всё больше аргументов, заставляющих как минимум усомниться в безусловной привлекательности облаков для конечных заказчиков — в особенности представителей малого и среднего бизнеса. Маркетинговая картинка, обычно транслируемая им провайдерами, выглядит более чем привлекательно: вместо транзакционного приобретения серверов, СХД, коммутаторов и прочей машинерии (с последующей неизбежной её поддержкой силами внутреннего ИТ-отдела либо с привлечением интегратора) предлагается за фиксированную сумму оформить подписку на все необходимые вычислительные мощности в облаке. А если вдруг потребуется больше, их всегда можно оперативно докупить, использовать ровно столько, сколько нужно, после чего вновь вернуться к плоской шкале оплаты до следующего пика (чаще всего, сезонного); в любом случае, OPEX вместо CAPEX — это привлекательно.
Британский облачный провайдер Civo представил на днях, однако, довольно самокритичную статистику, согласно которой более трети клиентов родственных ему по направлению деятельности компаний пришли к выводу о провале своей стратегии переноса ИТ-инфраструктуры в облако. Провале не в смысле функциональности, разумеется, — в рамках заключённых SLA провайдеры чаще всего исправно выполняют свои обязательства. Имеется в виду, что чисто экономический эффект отказа от развёртывания и поддержания ИТ-инфраструктуры on-premises с переносом её в облако для указанной трети респондентов оказался ниже ожиданий. При этом половина опрошенных подтвердила, что за последнее время плата за услуги облачных провайдеров для них росла — а значит, в перспективе сетующих на чрезмерную дороговизну облаков неизбежно станет ещё больше.
Опрос Civo иллюстрирует вполне наглядная статистика. Так, если в 2022 г. абонентская плата за стандартную конфигурацию облачного сервера на Kubernetes — кластер из трёх нод, 200 Гбайт доступного пространства, 5 Тбайт включённого в сумму трафика между провайдером и клиентом — составляла в облаке Microsoft Azure примерно 1 279 долл. США, то в уже около 1 459. Для облака Google аналогичные величины — 1 108 и 1 250 долл.; для AWS — 1 142 и 1 235 долл. Эксперты отметили, что такое повышение цен опережает инфляцию — и уже по одной этой причине заказчики, сделавшие ставку на локальную ИТ-инфраструктуру, оказались заведомо в выигрыше. Допуская, конечно, что их расходы на неё за период наблюдений росли исключительно за счёт инфляции, — т. е. что они не бросились приобретать, следуя моде последних пары лет, дополнительные сверхмощные серверы для решения вдруг появившихся в их бизнес-процессах ИИ-задач.
Эксперты всё того же Gartner вполне резонно указывают на объективность причин, по которым растут расценки на ежемесячно предоставляемые облачными провайдерами, тем более гиперскейлерами, услуги. Это и заметный скачок в энергопотреблении, особенно во время и после пандемии (когда резко увеличилась доля работающих из дома сотрудников); и необходимость повышать зарплаты оказавшимся в ещё большем дефиците, чем прежде, ИТ-специалистам, и много чего ещё, включая пресловутое глобальное потепление, — горячий воздух из дата-центров приходится на его фоне отводить активнее!
Но факт остаётся фактом: на протяжении почти полутора десятков лет основной изюминкой раннего коммерческого предложения (early sales pitch), с которым менеджеры облачных провайдеров заходили к клиентам, была гарантированная среднесрочная предсказуемость расходов на ИТ: вот фиксированные подписочные расценки, вот жёстко установленные тарифы на превышение лимитов, — то, что нужно для спокойного планирования и контроля. Более того, время от времени эти расценки снижались, а порой за прежнюю сумму клиент получал больше функциональности, — словом, привлекательность облаков неуклонно росла.
Теперь же, судя по всему, с предсказуемостью затрат на содержание ИТ-инфраструктуры заказчикам в принципе придётся распроститься — вне зависимости от того, on-premises та располагается, на арендованной в соседнем ЦОДе площадке (colocation) или же в провайдерском облаке. Может статься, что неторопливое погружение в облачную среду, свойственное отечественному бизнесу, не так уж и недальновидно. Особенно с учётом того, как велика сегодня нехватка дата-центров в России, — из-за чего провайдерам, возводящим новые облачные ЦОДы, поневоле придётся возвращать своим масштабные инвестиции через абонентскую плату. А это само по себе на довольно длительную перспективу грозит сделать ценообразование в сегменте «ИТ-инфраструктура как услуга» не самым дружественным к массовому заказчику из СМБ.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News