15 июня 2023 г.
Окончание. Начало тут
Логичным для немалой доли коммерческих заказчиков представляется не одномоментный, а постепенный, стадиальный переход на импортозамещающие решения и платформы. Однако и такой вариант потребует проведения целого комплекса организационных мероприятий: помимо собственно замены «железа», нужно будет дообучить ИТ-специалистов клиента, организовать ликбез для переходящего на новые системы персонала и т. д.
Действовать поступательно
Первым практическим шагом на этом пути, убеждён Максим Ковалев, руководитель проектов импортозамещения системного интегратора «Акцент», должен стать аудит используемого прикладного ПО, тестирование и выбор альтернативных решений, а также формирование бюджета для планируемой миграции на импортозамещающие платформы.
К тому же, переход на отечественные решения стартовал в России не вчера, — об этом напоминает Константин Савченко, директор управления сервисов и аппаратных систем компании Axoft: «Достаточно большой опыт накоплен в государственных организациях, а также интеграторами, которые реализовали не один проект по импортозамещению».
«Переход на российское ПО и железо в любом случае должен начинаться с аудита всех информационных систем предприятия, — развивают мысль эксперты компании „Абак-2000“. — Далее — предложение и выбор продуктов, закрывающих потребности; психологическая помощь в принятии того, что „как раньше“ уже не будет; пилоты, тестирования, миграция, сопровождение интегратором и вендором; убеждение, что рано или поздно все к этому придут — и т. д.»
Борис Молчанов, технический директор АМТ-ГРУП, обращает внимание на то, что для крупных и средних предприятий и организаций после аудита, подбора возможных решений и их тестирования потребуется разработка необходимого комплекта документов для реализации намеченного: «Задание на работы, план миграции, различные инструкции (как для рядовых пользователей, так и для ИТ-специалистов, занимающихся обслуживанием ИТ-систем), программы обучения специалистов, проектная/рабочая документация и т.д. Только после этого можно будет переходить к выполнению непосредственно работ по миграции. При этом, если мы говорим не только об ИТ-оборудовании, но и об информационных системах, с большой долей вероятности потребуется провести разработку/корректировку существующих типовых документов, отчётов и других материалов, которыми пользуются заказчики, чтобы обеспечить максимально бесшовный переход».
Анна Чернякова, вице-президент OCS Distribution, также указывает, что стратегия перехода на импортозамещающие платформы сильно зависит от того, в каком состоянии инфраструктура заказчика находится в текущий момент, под какой нагрузкой работает, что за приложения используются, попадают ли они под ограничения регуляторов, какой бюджет выделен на модернизацию: «В чём смысл менять все до последнего принтера или коммутатора одномоментно? Надо решать насущные задачи — и начинать с аудита инфраструктуры в целом».
По мнению Андрея Кельманзона, управляющего партнёра направления «Аутсорсинг и сервисы» компании IBS, для заказчика всегда есть три сценария: «Первый — создавать системы самостоятельно. Но здесь вы попадаете в зависимость от ваших сотрудников, участвующих в разработке и поддержке. Что в итоге неизбежно приведёт к тому, что система перестанет функционировать, или же затраты на обеспечение её работоспособности окажутся неадекватны. Второй путь — заказная разработка под нужды одной компании. Тут снимается риск человекозависимости, но это по-прежнему будет стоить очень дорого, вам придётся самостоятельно покрывать 100% расходов. И третий, на мой взгляд, самый оптимальный путь — партнёрское взаимодействие с другими участниками рынка, когда вы совместно инвестируете в создание решения. Это позволяет аккумулировать функциональный отраслевой опыт различных участников и получить более качественные решения с лучшей моделью экономики».
По словам Елены Бочеровой, исполнительного директора компании «Киберпротект», есть сегменты ПО, которые находились в сильной зависимости от зарубежного софта — но от которых вместе с тем во многом зависит безопасность компании и бесперебойность её работы: «Например, такая ситуация сложилась в сегменте систем резервного копирования. Решение проблемы есть, и оно в том, чтобы внимательнее смотреть на российские решения, активнее их пилотировать, давать фидбэк разработчику. Сейчас то время, когда разработчик формирует свою дорожную карту с учётом ситуации на рынке, особенно внимательно учитывает проблемы заказчиков; это очень живой процесс. Понимая это, в прошлом году мы кратно увеличили штат разработки и продолжаем это делать; обновляем продукты и видим, что ситуация меняется в сторону российских вендоров и их партнёрской экосистемы. Сейчас российские разработчики открыто и активно взаимодействуют между собой, создают открытые кластеры совместимых решений, поддерживают их работоспособность. Важно ответственно походить к выбору решений, которые помогут провести переход с наименьшими потерями — не забывать про резервное копирование, сохранить возможность „откатить“ всё назад или быстро развернуть сохранённую инфраструктуру в виртуальной среде, продумать стратегию и тактику перехода — благо, современные инструменты это позволяют».
Гордость и предубеждение
Следует признать, что у многих коммерческих заказчиков имеется стойкое недоверие к решениям, что идут сегодня на смену продуктам мировых ИТ-вендоров. «Стоимость отечественных решений выше, чем у импортных при объективно худшем качестве; в первую очередь, сервисной поддержки, — поясняет ход мысли таких клиентов Максим Ковалев. — Несмотря на то, что разница в стоимости есть объективный фактор, в публичном поле сформирован устойчивый негативный тренд к процессу импортозамещения в целом. Роль партнёров в преодолении данного тренда решающая; прежде всего, в сфере формирования у заказчика понимания, каким образом будет осуществляться сервисная поддержка отечественного оборудования».
Роль канальных партнёров и интеграторов чрезвычайно велика, соглашается Елена Бочерова: «Именно они работают со многими вендорами, видят их взаимодействие, зрелость и гибкость, могут предложить не одномоментное решение, а многоэтапный проект с образом результата».
В числе обеспокоенностей заказчиков относительно импортозамещающих платформ эксперты компании «Абак-2000» выделяют малое время жизни новых вендоров на рынке: «Соответственно, не наработана ещё база потенциальных отказов и проблем, не выявлены типовые ошибки, не полностью учтён опыт использования. И понятно, что заказчики, которые покупают сейчас, как раз и работают некими „белыми кроликами“, на которых тестирование, по сути, и проводится; не все этого хотят. Кроме того, есть непонимание со стороны руководства, что появился пул совершенно новых продуктов, и нужны новые, другие знания. Это приводит к подсознательному отторжению и саботажу ИТ-персонала. Ещё один минус — очень посредственная поддержка российских вендоров, которые сейчас на коне. Компаниям, привыкшим к вышколенной западной поддержке, SLA и высокой квалификации, очень тяжело. В отношении же „старых“ вендоров главное опасение — неожиданный уход. С каждым новым пакетом санкций кто-нибудь из вендоров уходит из России, часто неожиданно, не выполнив уже заключённые контракты. И никто заранее не знает, когда это случится, что добавляет нервозности клиентам и неопределённости в работе».
Беспокойство заказчиков имеет объективные основания и базируется на опыте, накопленном за десятки лет, напоминает Константин Савченко: «И это касается низкой зрелости ряда решений отечественных производителей ИТ. Особняком стоит ИБ-сегмент: государство многие годы было драйвером закупок в этой сфере, что позволило отечественным вендорам активно развиваться и создавать адекватные потребностям заказчика продукты. Но большая часть российских решений из-за низкого спроса (в прошлом) имела ограниченные бюджеты на усовершенствование, и в том числе поэтому развитие таких решений было не таким быстрым, как многим бы хотелось. Безусловно, роль канала — партнёров, системных интеграторов, а также дистрибуторов — сейчас усилилась. Взрывная потребность в миграции, пилотировании, тестировании, консультациях даёт возможность этим участникам рынка раскрывать ценность накопленной экспертизы, в том числе, находясь между заказчиком и производителем, предоставлять оперативную обратную связь, которая позволяет разработчикам видеть потребности заказчиков, а также доработки, которые нужно произвести».
По мнению Анны Черняковой, следует говорить не столько о беспокойстве заказчиков, сколько об их затруднениях с выбором правильных решений, оптимальным образом соответствующих их бизнес-задачам: «Вендоров стало много; в инфраструктурной части уже, видимо, даже не десятки, а ближе к сотням. Как и в прежние времена, канальный партнёр — необходимый участник рыночной экосистемы, способный донести до заказчика ценность того или иного вендора, их сильные и слабые стороны, выступить гарантом серьёзности отношений, принять на себя (отмечу, вместе с дистрибутором) какую-то часть рисков и сложностей. Тут мало что поменялось; бизнес — вопрос доверия, как и раньше».
«Достаточно часто, — делится своими наблюдениями Борис Молчанов, — мы слышим от наших заказчиков такие фразы: „Давайте подождём, через некоторое время все вернётся, тем более у нас всё сейчас работает“, „Функциональность отечественных решений не дотягивает до импортных аналогов“, „Какой уровень сервиса может предоставить отечественный производитель?“, „У нас огромное количество специалистов, которые не знакомы с этими решениями“, „А что будет, если…“ Задача интегратора — помочь найти ответы на эти вопросы: рассказывать специалистам заказчика о своём опыте по работе с российскими решениями, обеспечить всем необходимым (знаниями, ПО и оборудованием) для проведения тестирования российских решений, а также помочь оценить риски мероприятий по миграции, сформировать необходимый пакет документов для проведения работ по миграции, подготовить специалистов заказчика к работе с новым оборудованием и программным обеспечениям, обеспечить качественную поддержку и сервис».
Источник: Максим Белоус, IT Channel News