Приложить ИИ к больному месту бизнеса станет проще

9 сентября 2024 г.

Американские горки, на которых катается уже второй месяц курс акций Nvidia — ведущего глобального «продавца лопат» для старателей не прекращающейся последние пару лет ИИ-лихорадки, — прибавляют немало седин биржевым трейдерам, но в целом могут свидетельствовать о постепенном снижении градуса нездорового ажиотажа вокруг темы искусственного интеллекта. Из фантасмагорической диковины с безграничным потенциалом искусственный интеллект неумолимо превращается в ещё один высокотехнологичный рабочий инструмент со своими чётко определёнными областями приложения, с явно различимыми плюсами и минусами. Схожий путь ранее уже проходили прежние хайпогенераторы ИТ-отрасли, включая персональный электротранспорт, облака и блокчейн.

Прямое свидетельство здоровой инструментализации ИИ — озвучивание сомнений в его всесильности с довольно высоких управленческих уровней; пусть даже эта критика нацеливается на конкурентов, а не на феномен искусственного интеллекта в целом. Так, глава и сооснователь Salesforce Марк Беньофф (Marc Benioff) прямо заявил в конце августа, что не только конкретные продукты семейства Copilot, но и сама стратегия Microsoft в плане развития ИИ «успели разочаровать множество заказчиков», — явно подразумевая, что уж его-то компания со своими «умными агентами» (Agentforce) для бизнеса борозды на этом направлении не испортит.

Представитель редмондского вендора с коллегой, ясное дело, не согласился, сославшись на увеличение клиентской базы Copilot только за прошедший квартал на 60% с лишним, а также на более чем удвоение количества ежедневных пользователей этих умных помощников, — но дело здесь не в конкретных величинах. Развивая свою мысль, Беньофф уточнил, что пробующие ИИ-продукт Microsoft «не получают на свои запросы ответов той степени точности, на которую надеются». Собственно, по этой причине глава компании рассчитывает, запустив официально в оборот свои ИИ-агенты в ближайшем октябре, к концу 2026 ф. г. охватить ими более 1 млрд пользователей — прежде всего сотрудников коммерческих предприятий, конечно же.

Претензии главы Salesforce к выбранной Microsoft стратегии развития своих «вторых пилотов» ещё более предметны: инструменты Copilot, на взгляд Беньоффа, слишком громоздки — и в плане доработки под нужды конкретного заказчика, и с точки зрения конечного пользователя за корпоративным ПК: «Я просто начинаю кипятиться, когда говорю с очередным потенциальным клиентом, рассматривающим Copilot, и тот принимается рассуждать: „Мне придётся создать свою собственную модель, я должен её обучить, а ещё для работы с ней понадобится переучиваться“, — а потом он тратит кучу денег на это безумие, а в итоге ничего не работает. Мы разочарованы тем, что Microsoft убедила так много заказчиков в необходимости кастомизировать предлагаемые им модели».

И в этих рассуждениях нельзя не усмотреть здравого зерна: классические ИТ давно уже превратились по сути в товар широкого потребления, в commodity, — никому из заказчиков не нужны ПК, или СХД, или ВКС сами по себе: они приобретаются как средства для достижения вполне определённых (и чаще всего не связанных с высокими технологиями) бизнес-целей. Стратегия же Copilot фактически возвращает ситуацию в конец самое начало когда звание «уверенного пользователя ПК» было сродни кандидатской степени: чтобы эффективно работать с «умными помощниками» Microsoft, необходимо, во-первых, понатореть в составлении корректных запросов для них, а во-вторых — дотренировать базовую универсальную модель на специфических для конкретно этого заказчика данных, чтобы та как можно чаще выдавала по-настоящему релевантные его вопросам ответы.

Подход же ИИ-агентов, за который ратует Salesforce — и, вполне возможно, вслед за ней потянутся другие, — кардинально иной. Заказчик получает в своё распоряжение ИИ как commodity, — чёрный ящик, который (в идеале; до начала реальной эксплуатации этого инструмента в дикой, что называется, природе ещё около месяца) просто интегрируется в отлаженные бизнес-процессы — и ускоряет, упрощает их при минимальном взаимодействии с человеком, будь то рядовой делопроизводитель за офисным ПК или же CIO компании.

В какой мере амбициозные заявления Марка Беньоффа оправдаются после официального старта продаж Agentforce, — неясно. Однако с точки зрения канала, не исключая и российского, появление столь разительно отличной от Copilot ИИ-платформы, судя по всему, интегрируемой на уровне ОС и в фоновом режиме и оптимизирующей работу со всеми повседневно используемыми приложениями, — это очень воодушевляющий знак.

Раз такого рода инициатива возникла, значит, даже в Windows базовый инструментарий разработки самой Microsoft — вовсе не единственный возможный вариант локального ИИ для работы с бизнес-приложениями; потенциально доступны и другие. Ещё же увереннее подобные агенты наверняка будут функционировать в операционных средах на базе ядра Linux, где чаще всего необходимый для исполнения генеративных моделей набор ПО (Python, прежде всего) развёрнуты и активны по умолчанию. Получается, пресловутые ИИ-ПК и в России могут стать платформой для умных бизнес-помощников, — если найдутся для тех разработчики и потенциальные заказчики, конечно.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News

Россия