26 марта 2024 г.
К 2030 году проекты по подготовке ИT-кадров позволят обучить более 1 миллиона специалистов, а также в 1,5 раза повысят уровень цифровых компетенций граждан, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко на форуме «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика».
«К 2030 году системная работа по кадровому треку позволит подготовить более 1 миллиона квалифицированных IT-специалистов и в 1,5 раза повысить уровень цифровых компетенций наших граждан», — заявил Чернышенко.
По словам вице-премьера, в 2023 году на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий было принято более 470 тысяч студентов на 69 различных профильных специальностей. При этом ИТ-специалистов в стране сегодня готовят не только университеты, но и школы, отметил Чернышенко.
Государство предлагает сразу несколько возможностей освоения ИТ-специальностей, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Как за счет ежегодного увеличения бюджетных мест, так и за счет развития программ дополнительного образования. Например, эффективные результаты показал проект „Цифровые кафедры“, в рамках которого наряду с основной специальностью можно получить и ИТ-профессию. Только в 2023 году на „кафедры“ поступило 170 тыс. студентов. Отдельным драйвером выступает развитие коммерческих платформ онлайн-образования, спрос на которые со стороны граждан не снижается», — рассказал депутат.
Существующий кадровый дефицит очевидно будет восполнен, уверен Немкин. «Думаю, что мы постепенно сместимся от проблемы количества и перейдем к проблематике качества ИТ-образования. По данным рейтинга университетов по качеству подготовки специалистов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), который подготовил Альянс в сфере ИИ при поддержке Минобрнауки РФ, выяснилось, что только 10 вузов страны могут обеспечить подготовку высококлассных специалистов. То есть тех специалистов, которые по окончании университета могут заниматься задачами сразу middle-уровня», — пояснил Немкин.
Разрешение проблемы, по словам депутата, заключается в кооперации бизнеса и учебных заведений. «Собственно, тиражирование практик, которых сейчас придерживаются лучшие вузы страны — создание совместных кафедр, образовательных программ, а также привлечение экспертов из бизнес-среды в качестве преподавателей. Последнее, думаю, в целом должно выступить нормой. Мы знаем, что университеты показывают достойные результаты в преподавании фундаментальных наук — например, математики. Но проблема с преподаванием актуальных рыночных методик сохраняется», — сказал Немкин.
Изначально высокая подготовка студентов позволит заметно «разгрузить» работодателя, отметил парламентарий. «Кроме того, от этого будет зависеть степень развития ИТ-технологий в стране. Многие эксперты отмечают, что задачи в сфере ИКТ смещаются от простой разработки решений до полноценной инженерии систем, в которой требуются знания как фундаментальных наук, так и большинства практических инструментов. Поэтому бизнес должен приходить в образование — особенно в региональные вузы», — заключил депутат.
Источник: Пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина