5 сентября 2023 г.
Не далее как 30 августа очередной флагманской серии смартфонов Huawei под названием Mate 60 прочили «довольно высокий уровень продаж» — около 6 млн единиц до конца года. Сегодня эта оценка колеблется в диапазоне млн штук, — и судя по скорости, с которой смартфон сметают с полок, даже это не предел. Главным достоинством новинки (прежде всего для внутреннего покупателя, но и для российского ИТ-канала тоже) называют то, что она сделана в КНР целиком и полностью, — включая все микросхемы; как сотовый модем для сетей 5G, так и основную систему-на-кристалле.
Как тебе такое, Минторг США?
Строго говоря, о готовности китайского ИТ-гиганта — точнее, его локальных поставщиков-чипмейкеров, — заменить отечественными полупроводниковыми микросхемами импортируемые было известно ещё в июле. Отдельной благодарности за плодотворную работу по данному направлению заслуживает американское Министерство торговли, чьи многочисленные и непрерывно усиливающиеся рестрикции должны были, по изначальной задумке, к настоящему времени поставить микропроцессорную отрасль КНР на колени.
Сегодня в Китай запрещено экспортировать имеющие хоть какое-то отношение к частной собственности американских правообладателей (например, спроектированные в инженерных программных пакетах, разработанных в США) ИТ-устройства и сами технологии их изготовления — в том числе голландские литографические станки производства ASML. Казалось бы, раз и сами чипы, и машины для их производства в Китай поставлять нельзя, развитие его ИТ-отрасли на этом и впрямь автоматически должно прекратиться.
Не тут-то было: законы свободного — и пока ещё в значительной мере глобального — рынка в очередной раз оказались сильнее. По свидетельству канадских специалистов из компании TechInsights, которых журналисты Bloomberg News попросили разобрать и изучить новенький Huawei Mate 60 Pro, главный чип этого смартфона, Kirin 9000s, действительно изготовлен в КНР на микропроцессорном предприятии SMIC по технологической норме 7 нм стадии N+2 (с интегрированной памятью SRAM).
Микросхему также класса, но выполненную по более ранней стадии того же техпроцесса, N+1, инженеры TechInsights уже исследовали в прошлом году — когда аналогичным образом разбирали китайскую установку для майнинга биткойнов MinerVa. Интеграция ячеек быстрой памяти SRAM на единый полупроводниковый кристалл с вычислительными контурами процессора важна, поскольку это драматически повышает скорость обработки любых задач за счёт кэширования данных в непосредственной близости от оперирующих ими логических схем. Именно потому эксперты TechInsights заявляют, что освоение стадии N+2 техпроцесса снимает для SMIC все преграды на пути проектирования и создания самых современных — пусть пока не по масштабу производственных норм, но уже по инженерному дизайну — полупроводниковых СБИС.
Вся суть вводившихся администрацией Байдена в прошлом году ограничений на технологический экспорт в КНР заключалась, напоминает Bloomberg News, в попытке отрезать материковый Китай от налаживания автономного производства микросхем по нормам 14 нм и менее, поскольку более ранние нормативы (22, 28 нм и т. д.) уже были к тому времени в Поднебесной неплохо освоены. Между техпроцессом и наиболее передовым из серийно применяемых сегодня лежит пропасть в 8 лет напряжённых разработок и бессчётные десятки, если не сотни миллиардов долларов инвестиций, — пропасть, казавшаяся с того берега Атлантики непреодолимой.
Рестрикции эффективны, но есть нюанс
И всё же КНР удалось мощным рывком сократить дистанцию микропроцессорного отставания — с восьми лет до примерно пяти (разница по времени между началом серийного производства и СБИС). Да, пока не очень понятно, достаточно ли реальных возможностей у SMIC, чтобы эффективно масштабировать производство чипов, если — точнее, когда, — на них начнётся ажиотажный спрос со стороны, скажем так, весьма заинтересованных заказчиков, лишённых доступа к курируемым США чипмейкерским площадкам (всё верно, мы смотрим в твою сторону, TSMC, — разорвавшая контракты с российскими проектировщиками процессоров).
В то же время ряд экспертов указывает, что — судя по моментальной готовности Huawei ответить двукратным, а то и трёхкратным наращиванием производства смартфонов Mate 60 на внезапный всплеск спроса — производственный потенциал SMIC по направлению вполне основателен. Понятно ведь, аргументируют эксперты, что технологические линии столь высокой стратегической значимости в первую очередь логично было загрузить, говоря максимально общо, госзаказами, — и только потом предоставлять их для выпуска коммерческой продукции. Одно это соображение свидетельствует если не о полном провале, то о значительных трудностях, с которыми придётся столкнуться США на пути к явно артикулированной американской администрацией цели «ограничивать доступ Пекина к критическим технологиям».
Одна из причин, по которым технологическим компаниям КНР удалось так быстро превратить восьмилетнее отставание от американо-тайваньских чипмейкерских разработок в пятилетнее, — чрезмерная жёсткость рестрикций, открывшая перед локальными производителями микросхем огромный внутренний рынок. На это прямо указывает глава Intel Пэт Гелсингер (Pat Gelsinger), подчёркивая, что фактический запрет экспортировать из США в Китай наиболее передовые чипы как навредил глобальным изготовителям этих микросхем, так и подстегнул рост интереса заказчиков из Поднебесной к местным разработкам. Пусть не полностью аналогичным, пусть отстающим по производительности и потребляющим больше энергии, — но выбор между «полным отсутствием остро необходимого продукта» и «наличием только-только разработанного продукта, в целом готового выполнять критические задачи» более чем очевиден.
Уже после введения рестрикций Гелсингер громко заявил, что для Intel поставки в Китай обеспечивали от 25 до 30% всей выручки — и что, в частности, по этой причине знаменитый пакет финансовой поддержки локальных чипмейкеров Chips and Science Act в размере 52 млрд долл. оказывается теперь недостаточным. В самом деле, зачем компании строить новые фабрики, если её рынок сбыта одномоментно сжался на Более того, при столь масштабном сокращении объёмов продаж неизбежно взлетит себестоимость чипов, так что придётся повышать отпускные цены. В результате ещё более ухудшится конкурентная позиция американского чипмейкера по сравнению с тайваньской TSMC — которая уже полностью загрузила свои линии заказами от Apple, тогда как у самой Intel до сих пор не налажено производство.
Так что деглобализация мирового ИТ-рынка продолжается, как можно судить по всем указанным обстоятельствам, ударными темпами. Хорошая новость для российского ИТ-канала: полупроводниковые микросхемы и вся базирующаяся на них техника станут вследствие этого только доступнее — поскольку при стремительной фрагментации зон сбыта любой, даже скромный по объёмам закупок, клиент становится для вендора чрезвычайно важным. Без сомнения, себестоимость высокотехнологичных продуктов продолжит расти, — но тем самым и обороты в канале будут увеличиваться. Невидимая рука рынка как она есть.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News