Специфика продвижения отечественного ПО за рубежом: какие перспективы?

28 ноября 2023 г.

РСпектр рассказал о подводных камнях выхода отечественных производителей программного обеспечения на иностранные рынки.

Одним из результатов международной нестабильности стало понимание того, что деловая жизнь есть не только в западных, но и в азиатских и африканских странах, а также в странах Южной Америки, которые готовы сотрудничать с российскими вендорами. Спросом на услуги отечественных производителей пользуется широкая линейка решений: от решений по безопасности, до систем ВКС. Однако открытость рынка не всегда означает успех на нем.

Так, страны Ближнего Востока и Центральной Азии для российских вендоров —специфические регионы, где культурный бэкграунд имеет очень сильное влияние на деловую среду, сообщил директор по специальным программам ICL Services Андрей Крехов. «А многолетнее сотрудничество с западными зрелыми рынками выработало у нашего бизнеса соответствующую поведенческую бизнес-модель. Но на Востоке и в Азии этот опыт не работает, даже коммуникация строится абсолютно иначе», — пояснил эксперт. Например, в Юго — Восточной Азии предприниматели предпочитают вести долгие разговоры на отвлеченные темы, прежде чем приступить к деловым переговорам, подтвердил наличие специфики основатель и продюсер образовательных робототехнических комплексов «РОББО» Павел Фролов. «В Европе же бизнесмены ограничиваются small talk (легкой беседой) и сразу приступают к делу», — добавил он.

Барьером остаются и трудности перевода. «Большие проблемы в коммуникации начинаются там, где потенциальные партнеры не знают ни русского, ни английского. Особенно остро с этим мы сталкиваемся в странах Азии», — отметил генеральный директор «СёрчИнформ» Сергей Ожегов.

По мнению главы комитета по экспорту АРПП «Отечественный софт», директора по работе с зарубежными и стратегическими проектами «Кода Безопасности» Олега Кравчука, гораздо легче договариваться о партнерстве, там, где уже определена необходимость технологического суверенитета.

«К примеру, ПО-продукция США и Израиля — это сегодня черный ящик для пользователя. Ведь контролировать то, что в нем происходит, невозможно. С Россией же можно договариваться об экспорте не только продуктов, но и технологий, либо о режиме white label с последующей локализацией решений», — считает он.

Нельзя сказать, что это весомые подводные камни, которые, действительно, могут помешать выходу отечественного софта на зарубежные рынки, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Думаю, что специфику ведения бизнеса в незападных странах стоит рассматривать в качестве дополнительных факторов при составлении стратегии выхода продукта на такие рынки. Конечно, это означает необходимость осуществления предварительного анализа рынка, его конкурентной среды, неформальных практик ведения бизнеса и, возможно, привлечения дополнительных работников: например, переводчиков. Вероятно, это приведет к росту издержек и заметно повысит время запуска продукта на новом рынке. Но я бы не рассматривал подобные моменты как факторы, означающие заведомый неуспех: это специфика, которую необходимо учитывать», — сообщил депутат.

Источник: Пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина

( )