31 января 2024 г.
Суд удовлетворил коллективный иск бывших студентов образовательной платформы GeekBrains на 23,5 млн рублей, сообщает Коммерсант. Во избежание подобных рисков платформа уже изменила правила оферты.
В юридической компании DestraLegal.ru, представлявшей интересы клиентов платформы GeekBrains, сообщили, что участникам коллективного иска к образовательной платформе было выплачено более 23,5 млн рублей. При этом значительная часть претензий была урегулирована во внесудебном порядке, поскольку платформа подписала мировые соглашения. Как уточнили в DestraLegal.ru, в целом выиграно 155 дел.
Коллективный иск к GeekBrains на общую сумму требований в 4,5 млн рублей был принят Савеловским райсудом Москвы еще в декабре 2022 года. Истцы хотели получить компенсацию за то, что компания не возвращает деньги за онлайн-курсы, если студент решил отказаться еще на старте обучения.
При этом в правилах оферты GeekBrains было прописано, что студенту возвращаются 100% стоимости в течение трех дней со дня покупки, 30% — в течение 14 дней, 15% — в течение дней и 0%, если с момента покупки прошло более 30 дней.
На сегодняшний день платформа изменила правила оферты: теперь возвращаются 50% в течение 30 дней. Кроме того, в GeekBrains отметили, что, если студенту не подошел конкретный курс, платформа готова предоставить «альтернативный вариант бесплатно».
В какой-то момент курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) стали настоящим драйвером притока специалистов в самые разные сферы, говорит член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат от фракции «Единая Россия» Антон Немкин. «В первую очередь это касается ИТ-сегмента, в котором и сейчас ощущается острая нехватка специалистов. Напомню, что, по данным Минцифры России, дефицит ИТ-кадров в стране оценивается в человек. Высокий спрос на онлайн-образование, с одной стороны, привел к возникновению большого числа онлайн-школ, а с другой — к беспорядку в сфере ДПО. Это касается как качества образования, так и условий поступления и обучения», — подчеркнул Немкин.
По словам депутата, подобные проблемы встречаются и на крупных образовательных платформах. «Судебное разбирательство в отношении GeekBrains — яркий тому пример. При этом остается непонятной причина нарушения правил оферты самой компанией, ведь исход в таких случаях всегда один — судебное разбирательство, которое в том числе может привести к выплате моральной компенсации. Думаю, что ситуация с GeekBrains — прецендент, на который обратят свое внимание и другие платформы сферы EdTech. Это касается не только части исполнения договорных обязательств, но и ужесточения политики возврата денежных средств. Напомню, что рынок онлайн-образования является у нас практически саморегулируемым, поэтому компании заинтересованы в самостоятельном поддержании порядка», — считает депутат.
Пользователи должны внимательно изучать правила оферты, особенно когда речь идет о большом объеме финансовых средств, подчеркнул он. «Нередки ситуации, когда клиенты образовательных платформ совершенно не вникают в условия договора, и в конечном счете это приводит к недопониманию между компанией и пользователем», — заключил парламентарий.
Источник: Пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина