6 марта 2024 г.
Рис. 1. Повестка научно-технической политики стран — лидеров мировой науки в 2023 году (семантическая карта)
Рис. 3. Динамика повестки научно-технической политики стран — лидеров мировой науки в 2023 году (тренд-карта)
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA весь прошлый год вел ежеквартальный мониторинг глобальной научно-технической повестки. В итоговом обзоре представляем набор универсальных и уникальных мер поддержки исследований и разработок, которые применяли в 2023 г. развитые и развивающиеся экономики.
Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 750 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки. В рамках исследования был изучен массив из более 600 мер поддержки науки и технологий, объявленных в 2023 г. органами власти 37 ведущих стран (отобраны на основе показателей объема внутренних затрат на исследования и разработки и численности исследователей).
С самого начала 2023 г. в круг главных направлений научно-технической политики (см. «Тренды мировой научно-технической политики в I квартале 2023 года») вошли тематики устойчивого развития, создания среды для передовых исследований, разработки и применения технологий, регулирования научно-технологической сферы, повышения конкурентоспособности экономики и ее отраслей, укрепления кадрового потенциала (рис. 1).
Стимулирование исследований, в частности фундаментальных, и создание передовой исследовательской инфраструктуры определяли мейнстрим мировой научно-технической повестки в 2023 г. (табл. 1). В большинстве стран среди направлений научного поиска лидировали компьютерные и науки о жизни. Также оставались в фокусе внимания вопросы экологии и устойчивого развития и связанные с ними меры, ориентированные на разработку и использование новейших технологий в области альтернативной энергетики.
Другим значимым акцентом в официальных документах анализируемых стран стала фронтальная цифровизация экономики и большинства сфер общественной жизни и, особенно, новые возможности и риски, связанные с технологиями искусственного интеллекта (ИИ) (см. «Регулирование искусственного интеллекта: первые шаги»). Ускоряющийся прогресс в этой области находится в сильной зависимости от состояния микроэлектронной промышленности, которое стало одним из важных факторов долгосрочной конкурентоспособности экономики в целом (см. «Европа удваивает производство полупроводников»).
Форсированное технологическое развитие обострило значимость в повестке дня многих государств вопросов подготовки кадров по востребованным специальностям с четко обозначенными (цифровыми, инженерными) наборами компетенций, а также привлечения и удержания талантов в научно-технической сфере (см., например, «Япония усиливает поддержку университетской науки», «Южная Корея готовит кадровую базу для прорывов в хайтеке»).
Заметное место в мировой повестке научно-технической политики занимает поиск ответов на глобальные вызовы (прежде всего связанные с экологией, здоровьесбережением, продовольственной безопасностью), успешность которого определяется в том числе эффективностью международной кооперации. (рис. 2)
В 2023 г. существенно повысилась значимость некоторых направлений научно-технической политики. Наиболее яркий пример — стремление растущего числа стран добиться технологического суверенитета (см. «Германия поступательно движется к технологическому суверенитету») — посредством укрепления промышленной технологической базы, стимулирования цифровых инноваций на предприятиях, развертывания производства электрических и беспилотных транспортных средств (рис. 3).
Обостряющаяся конкуренция между ведущими государствами за лидерство в цифровой сфере проявляется в усилении мер, направленных на прогресс в области компьютерных наук, квантовых и технологий ИИ, а также развития умных городов. Важность этих направлений политики подтверждается разработкой профильных стратегических документов (см., например, «Канада усиливает господдержку квантовых технологий»).
Одни тематики носили универсальный характер и проявлялись в повестке большинства стран (изменение климата, глобальные вызовы, устойчивое и технологическое развитие, цифровизация и технологии ИИ, фундаментальные исследования, защита интеллектуальной собственности), другие — заметно отличались по значимости для развивающихся и развитых государств1 (рис. 4).
Развивающиеся государства стремятся поднять уровень благосостояния и укрепить положение в мире посредством модернизации производственных мощностей, реализации крупных технологических проектов в соответствии с определенными правительством целями. Это требует, помимо прочего, повышения качества человеческого капитала за счет создания благоприятных условий труда для молодых исследователей (см. «Китай делает ставку на молодых ученых»), подготовки квалифицированных специалистов во всех сферах деятельности.
Развитые страны нацелены на обеспечение технологической безопасности (см. «Подходы США к противодействию КНР в сфере технологий») и оптимизируют свои меры политики ввиду нарастающих ресурсных ограничений, в частности все большее внимание эти государства уделяют экологическим и социальным вопросам, а в процессы их решения вовлекают все более широкий круг заинтересованных стейкхолдеров.
Резюме
Ключевыми акцентами глобальной повестки научно-технической политики в 2023 г. были поддержка научных исследований и разработок; устойчивое развитие и противодействие изменению климата; технологический суверенитет и конкуренция за лидерство в области ИИ и других цифровых технологий; укрепление кадрового потенциала. Политика в сфере НТИ, проводимая в России, по многим направлениям соответствует выявленным мировым трендам. Основной вектор на обеспечение технологического суверенитета и ускоренное инновационное развитие экономики задают обновленная Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации и Концепция технологического развития на период до 2030 года.
Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.
Источник: Сергей Бредихин, Михаил Гершман и Мария Сварчевская. В сборе информации участвовали Артур Арзуманян, Франсиско Брамбила, Елена Каменева, Никита Лушачев, Яна Яворская; ИСИЭЗ НИУ ВШ