Власти намерены внедрить технологии генеративного ИИ в сферу государственного управления

5 декабря 2023 г.

Как мы уже отмечали, выступая на пленарном заседании международной конференции Artificial Intelligence Journey 2023, президент РФ Владимир Путин, в частности, сказал: «Что касается сферы государственного управления, то здесь технологии генеративного искусственного интеллекта позволяют в полной мере перейти к управлению, на основе данных автоматизировать ещё больше административных процедур. Максимально, просто в разы, ускорить процессы принятия решений, причём выверенных решений, основанных на больших данных, а значит, кардинально улучшить, изменить облик многих сфер, которые напрямую касаются каждого гражданина. А это прежде всего городская среда, общественный транспорт, системы государственных услуг, экология, образование и здравоохранение».

«Коммерсантъ» эти слова прокомментировал так: «Власти намерены активизировать внедрение искусственного интеллекта… Белый дом уже в 2024 г. запустит образовательную программу для руководителей ведомств, госкорпораций и вузов, а также упростит применение „регуляторных песочниц“ для цифровых инноваций — с одновременным, впрочем, установлением ответственности за причинение вреда при тестировании прорывных цифровых технологий».

А вот что о «подводных камнях» использования технологий ИИ рассказал нам управляющий партнёр юридической компании ЭБР, председатель комиссии Московского отделения Ассоциации юристов России (МО АЮР) по правовому обеспечению цифровой экономики Александр Журавлев: «В некоторых странах (включая РФ) ИИ уже сейчас используется различными структурами законодательной, исполнительной и судебной власти. Но используется лишь в качестве поддержки принятия решений. Принятие же самих решений всегда остается за человеком. Да, внедрение новых технологий в сфере государственного управления может улучшить качество принимаемых решений, а также повысить оперативность их принятия. Но хочу обратить внимание на два момента. Во-первых, пока технологии не настолько развиты, чтобы отдавать им принятие юридически значимых решений и особенно в отношении людей (получение или лишение гражданства, выдача субсидий и пособий, привлечение к ответcтвенности за правонарушение и т. д. Во-вторых, „обратной стороной медали“ в данном случае является опасность утечки данных, используемых ИИ. Поэтому при работе с этими данными следует тщательно продумывать меры обеспечения информационной безопасности».

Тем, кого волнуют юридические аспекты использования технологий ИИ во взаимоотношениях между гражданами, государством и бизнесом, напомним: ещё в марте 2021 г. вышло Заключение Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики МО АЮР «Правовые проблемы обеспечения прозрачности и защиты прав граждан при принятии юридически-значимых решений в автоматизированном (алгоритмическом) порядке в условиях цифровой экономики». В нем, среди прочего, говорилось, что «…применение систем алгоритмического принятия решений (АПР) помогает сократить временные и финансовые издержки, связанные с принятием решений, а также снизить субъективизм при их принятии, но вместе с тем использование таких систем несет значительные вызовы для общества и правовой системы. В силу крайней непрозрачности их функционирования, обусловленной их технической сложностью и защищенностью от внешнего аудита правами интеллектуальной собственности разработчиков принимаемые в рамках систем АПР решения могут носить дискриминационный характер вследствие несовершенства заложенных в нее алгоритмов или некачественных данных, использованных для обучения системы. Существует немало примеров ситуаций, при которых граждане не могли реализовать свои права на труд, получить кредит или страховку, эффективно обжаловать вынесенные в автоматическом режиме штрафы. По мере дальнейшей цифровизации отношений в обществе, все большее количество управленческих решений будет приниматься системами АПР, что повлечет появление нового типа управления — алгоритмического (algorithmic governance). В этой связи достаточно важным является выработка адекватного правового регулирования порядков разработки и эксплуатации таких систем». Несмотря на появление современных технологий генеративного ИИ, основные положения упомянутого выше Заключения актуальны и сегодня.

Федеральный проект по развитию ИИ станет частью нового нацпроекта «Экономика данных»

Для полноты картины добавим: в конце ноября на сайте Правительства РФ появилось сообщение, что Федеральный проект по развитию искусственного интеллекта станет частью нового нацпроекта «Экономика данных». Обеспечить его подготовку председатель Правительства РФ Михаил Мишустин поручил по итогам отраслевой стратегической сессии, состоявшейся 26 сентября. О том, почему в России важно развивать это направление, премьер на стратегической сессии говорил так: «Продукты на основе искусственного интеллекта помогают повысить эффективность целых секторов экономики, вывести их на качественно новый уровень. Их широко применяют для анализа данных, прогнозирования, оптимизации процессов, автоматизации на производствах, запуска удобных и полезных сервисов для граждан и предпринимателей… И конечно, это откроет дополнительные возможности как для людей, так и для бизнеса».

Минцифры предстоит до 20 декабря 2024 года проработать создание отечественных инструментов (сервисов) обработки данных, использующих технологии ИИ для обогащения и разметки набора данных и до 1 апреля 2024 г. обеспечить создание доступной для органов власти платформы по искусственному интеллекту на базе единой цифровой платформы «ГосТех».

А Минобрнауки, Минпросвещения, Минэкономразвития поручено представить в Правительство предложения о запуске национальной инициативы подготовки кадров. При этом необходимо предусмотреть мероприятия по развитию общего образования и подготовке преподавательского состава на всех уровнях образования, а также переподготовке исследователей с целью их обучения методам применения технологий ИИ в научной деятельности. Срок — 1 июня 2024 г.

Минэкономразвития и Минтруду поручено обеспечить ежегодный анализ и оценку рисков, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы, в том числе его влияния на состояние рынка труда.

«Ведомости», ссылаясь на презентацию главы Минцифры Максута Шадаева (из его выступления на упомянутой выше отраслевой стратегической сессии), уточняют: «Всего на реализацию будущего нацпроекта „Экономика данных“, который сменит „Цифровую экономику“, на период с 2025 по 2030 г., потребуется более 1,5 трлн руб., При этом в нацпроект „Экономика данных“ войдут 10 федеральных проектов. Наиболее дорогими из них станут „Цифровая инфраструктура“, „Искусственный интеллект“, „Цифровые платформы в госуправлении“ — на эти три направления, согласно презентации, планируется суммарно потратить более 1 трлн руб.».

Источник: IT Channel News

( )