Безопасное предприятие как зона ответственности ИТ-канала. Часть II
20 марта 2024 г.
Окончание. Начало тут
Автоматизированные системы ПБ представляют собой аппаратно-программные комплексы, причём софтовая их часть едва ли не важнее «железной», — поскольку именно корректная работа, к примеру, средств машинного зрения по распознаванию тех или иных объектов и ситуаций обеспечивает прикладную применимость таких решений в целом.
Умные решения
В области систем промышленной безопасности, основанных на машинном обучении и нейросетях, существует разнообразие подходов к использованию программного обеспечения. По мнению Анатолия Панфилова, начальника отдела системной интеграции компании «Абак 2000», всё зависит от потребностей заказчика и наличия компетенций по определенным направлениям: «Интеграторы могут сотрудничать с отечественными разработчиками или вендорами, особенно если те специализируются в области машинного обучения и нейросетей. Это позволяет обеспечить более тесную адаптацию программного обеспечения к местным условиям и требованиям. В некоторых случаях интеграторы могут разрабатывать программные компоненты систем ПБ под конкретные запросы клиентов. Так удаётся создавать индивидуальные решения, адаптированные к специфическим потребностям промышленного объекта».
Помимо этого, добавляет эксперт, на рынке также представлены готовые программные продукты, основанные на машинном обучении и нейросетях: «Интеграторы могут выбирать такие решения, если те соответствуют требованиям клиентов и имеют необходимую степень настраиваемости. В общем, выбор между сотрудничеством с внешними разработчиками, внутренней разработкой или использованием готовых решений зависит от конкретных обстоятельств каждого проекта, технических потребностей клиента и возможностей интегратора».
И как раз с точки зрения ПО ситуация в данном сегменте российского ИТ-рынка представляется весьма позитивной. «Россия является одним из мировых лидеров по созданию обучению нейросетей и развитию искусственного интеллекта, — напоминает Алексей Скопинцев, руководитель направления „Комплексные решения и интеграция“ компании „Импульс Телеком“. — Алгоритмы российских команд постоянно были в топе мировых рейтингов (NIST). Предложений на рынке видеоаналитики от отечественных производителей достаточно. С помощью этих продуктов можно закрыть практически все задачи по физической безопасности на производстве».
Говоря о том, предпочитают ли интеграторы сотрудничать с независимыми отечественными ИИ-разработчиками или же чаще реализуют программную компоненту систем ПБ собственными средствами под запросы конкретных клиентов, эксперт свидетельствует, что выбор между двумя этими вариантами (кстати, нередко доступен ещё и третий, гибридный, — использование готового продукта с адаптацией под имеющиеся задачи силами собственных или наёмных разработчиков клиента) в любом случае остаётся за заказчиком: «И делает он такой выбор, исходя из множества факторов. Вот лишь некоторые из них: уникальность задачи или объекта, располагаемое время для внедрения решения, доступный бюджет, наличие готового продукта на рынке, необходимость в импортозамещении и др.»
В настоящее время программное обеспечение, задействующее машинное обучение и нейросети, очень персонализированное, — на это обращает внимание Дмитрий Колков, директор департамента проектных решений компании ВИЗАРД: «Поэтому большинство интеграторов сотрудничает независимыми отечественными разработчиками. Конечно, имеется тренд на разработку функциональных платформ, персонализацию и настройку которых в будущем возьмёт на себя интегратор, но в данный момент лишь единицы способны выполнить внедрение своими силами, без привлечения разработчика. И это связано с недостаточной функциональностью представленных на рынке решений».
«Внедрение искусственного интеллекта является, пожалуй, самым важным трендом современного рынка технологий, — соглашается Валерий Соколенко, руководитель направления „Аппаратные решения“ компании К2Тех. — В сферах промышленности, строительства, медицины есть огромное количество различных данных, накопленных за десятки лет работы. Системы ИИ могут проанализировать всю эту информацию — и выдать рекомендации, которые лягут в основу автоматизации промышленной безопасности. В медицине, например, это помогает собрать и проанализировать опыт и профессиональную медицинскую оценку результатов скрининга показателей состояния здоровья любого пациента, тем самым сводя к минимуму субъективность оценок и разночтения. При решении бизнес-задач применение ИИ позволяет проводить качественную оценку статистических данных и осуществлять предиктивную аналитику с выдачей различных сценариев развития тех или иных событий и давать рекомендации по оптимальному сценарию — что, в свою очередь, даёт возможность менеджменту компаний принимать качественные управленческие решения».
Есть куда расти
Учитывая стремительность прогресса искусственного интеллекта, в особенности генеративного, за последние год-полтора, резонно задаться вопросом: в каком направлении будут развиваться системы ПБ в России, особенно автоматизированные, в обозримой перспективе? Будут ли они со временем производить полный контроль над действиями работника (а не только удостоверять наличие на нём предписанных спецодежды и каски) и анализировать весь ход производственного процесса, смыкаясь тем самым по функциональности с системами контроля технологических процедур и выходя на новый уровень полезности для заказчика?
В обозримой перспективе российские системы ПБ, особенно автоматизированные, будут стремиться к более глубокому интегрированному контролю и анализу производственных процессов, — в этом уверен Анатолий Панфилов: «Этот прогресс будет означать не только мониторинг соблюдения стандартов безопасности в виде использования спецодежды, но и более подробное отслеживание действий рабочих, анализ параметров окружающей среды и параметров производства. Системы ПБ будут стремиться к интеграции с различными датчиками и устройствами, чтобы осуществлять более широкий контроль за работниками и производственными процессами. Возможно, они будут способны анализировать данные в реальном времени, предсказывать потенциальные опасности, и автоматически реагировать на них для предотвращения несчастных случаев».
Эксперт отмечает также, что эволюция систем ПБ также включать в себя использование технологий машинного обучения и нейросетей для более точного определения аномалий в поведении работников и обнаружения рисков: «Полный контроль действий работников может включать в себя не только соблюдение безопасности, но и оценку их физического и эмоционального состояния, предотвращая возможные производственные инциденты. Более тесная интеграция с системами контроля технологических процедур может создать более единый и универсальный подход к обеспечению безопасности и эффективности на производственных объектах. Такие системы будут нацелены не только на соблюдение норм безопасности, но и на повышение общей производительности и снижение рисков, что сделает их более ценными для заказчиков».
«Пять лет назад контроль СИЗ у работников с помощью автоматизированных систем был представлен эксклюзивными решениями от специализированных компаний, — вспоминает Дмитрий Колков. — Сейчас этот функционал входит в штатные модули видеоаналитики у многих производителей программного обеспечения для систем видеонаблюдения. Всё больше крупных производственных компаний внедряют у себя классы виртуальной реальности для переподготовки персонала. Также всё большим спросом пользуются инструменты дополненной реальности в области сервисного обслуживания и ремонтных работ. И это уже не воспринимается как фантастика».
Не решённой пока что проблемой эксперт называет автоматизацию контроля над действиями работника (указывая по крайней мере на отсутствие доступных удобных решений), хотя запрос по этому направлению очень велик: «Поэтому появление доступной зонтичной системы мониторинга, что объединяла бы в себе контроль над технологическими процессами, действиями работников, соблюдение требований по охране труда, — дело не слишком далёкого будущего. Подобные системы позволят не только вести мониторинг действий сотрудников, но и проводить проактивный анализ всех рисков. Тем более, что создание цифровых двойников производств — это следующий шаг по автоматизации и цифровой трансформации».
Алексей Скопинцев солидарен с тем, что в последнее время набирает популярность создание цифровых двойников компании и её производственных процессов: «В области безопасности это позволяет смоделировать большинство нештатных ситуаций на предприятии — и как выработать рекомендации по их предотвращению, так и предложить конкретные шаги уже в случае возникновения чрезвычайных событий. Кроме того, внедрение подобных систем позволяет точнее прогнозировать износ инфраструктуры предприятия, зданий, сооружений, техники и оборудования. С развитием возможностей сбора и обработки различной информации мы ожидаем увеличения количества компаний, разрабатывающих подобные продукты».
По словам Валерия Соколенко, большинство компаний стремятся достичь нулевого травматизма на производстве — и это влияет на запросы к решениям в сфере промышленной безопасности: «Активно развивается телемедицина, использование современных программно-аппаратных комплексов, которые оценивают здоровье сотрудников и делают предиктивную аналитику, в том числе с использованием ИИ. Другой яркий тренд в последнее время — это VR-системы для обучения сотрудников. Виртуальное обучение позволяют в разы снизить онбординг сотрудников и повысить качество обучения и глубину усвоения материала, в том числе при прохождении инструктажа по ОТиПБ».
Это направление, уверен эксперт, представляется актуальным и на фоне общего снижения интереса к текстовым форматам обучения — с явным ростом запросов на визуализацию: «Востребованы будут уже в ближайшем будущем системы видеоаналитики с детектированием объектов и событий, а также системы трекинга и позиционирования сотрудников. Эти решения способны значительно снизить уровень травматизма на предприятии благодаря контролю за ношением работниками СИЗ и мониторингу несчастных случаев».
Без коробки?
Возможно ли в принципе создание «коробочной» системы ПБ как универсального коммерческого предложения, хотя бы на отраслевом уровне, — или же каждый конкретный проект всё равно и годы спустя будет требовать индивидуализированной доработки интегратором в сотрудничестве с заказчиком? По мнению Анатолия Панфилова, это в принципе возможно, — но, вероятно, каждый проект всё равно будет требовать индивидуализированных доработок интегратором в сотрудничестве с заказчиком: «Это связано с тем, что различные промышленные объекты и отрасли имеют уникальные особенности, риски и требования к безопасности. Процесс доработки и настройки может включать в себя адаптацию системы к конкретным технологическим процессам, инфраструктуре объекта, особенностям рабочей среды и требованиям законодательства. Также, учитывая быстрое развитие технологий, индивидуализированные настройки позволяют учесть новейшие тенденции и инновации в области промышленной безопасности. Таким образом, «коробочные» системы ПБ могут предоставлять основу для интеграторов и заказчиков, но для достижения оптимальной эффективности и безопасности, вероятно, потребуется индивидуальная доработка и настройка в рамках конкретного проекта.
На взгляд Алексея Скопинцева, тут всё зависит от задачи: «Если говорить о продуктах видеонаблюдения и видеоаналитики, коробочные решения такого рода конечно же есть: при базовых потребностях клиента они не требуют какой-либо серьёзной доработки. Тем не менее, у большинства вендоров доступен открытый API, который позволяет доработать решение под специфику конкретного заказчика. Если же мы имеем в виду безопасность при работе с конкретным оборудованием или конвейером, такие продукты всегда будут адаптироваться под заказчика, а то и создаваться с нуля. То же верно и в случае создания системы безопасности, в которой СКУД, видеонаблюдение и видеоаналитика выступают составными частями. Подобные системы, конечно, всегда индивидуальны — и потребуют от заказчика значительных инвестиций».
«Создание коробочной системы возможно, — убеждён Валерий Соколенко. — Например, в сфере промышленной безопасности и охраны труда мы в К2Тех разрабатываем программно-аппаратные комплексы, которые практически не требуют какой-либо кастомизации под заказчика — и дистрибутируются как коробочное решение. К таким решениям относится разработанные нами программно-аппаратные комплексы дистанционного медицинского осмотра, система автоматического алкотестирования сотрудников, решения с определением местонахождения работников посредством использования трекер-меток, а также мониторинг ношения СИЗ. Подобные решения пользуются большим спросом среди крупных промышленных предприятий, которые внедряют цифровые решения в сфере охраны труда и промышленной безопасности».
Дмитрий Колков также свидетельствует, что уже сейчас на рынке присутствуют коробочные решения отдельных элементов ПБ: «Контроль СИЗ, контроль запретных зон, разграничение доступа, обучение и переподготовка. Есть попытки создания отраслевых решений, но это продукты с урезанным функционалом, закрывающие потребности по некоторым направлениям в области охраны труда. В основном такие продукты представляют собой компиляцию доступных „коробочных“ решений. Универсального же „коробочного“ решения пока на рынке нет — и как подойти к его созданию, тоже пока не ясно. Скорее всего, будут разработаны функциональные платформы, предусматривающие донастройку средствами самих данных продуктов под конкретные требования заказчика с привлечением интеграторов».
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
Комментарии закрыты.