Что препятствует внедрению ИИ в систему образования в России?
2 февраля 2024 г.
По данным исследования АНО «Цифровая экономика», основными преградами для внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в образование являются неравные возможности доступа к цифровым ресурсам и опасения родителей.
К другим причинам, по данным экспертов, относятся нехватка квалифицированных специалистов с соответствующими цифровыми компетенциями, а также проблема доступа государства к большим данным, которые используются для обучения ИИ-моделей.
«Направления применения ИИ в образовании весьма разнообразны. Соответствующие технологии используются для анализа поведения обучающихся, персонализации процесса обучения, прокторинга [процедура контроля на онлайн-экзамене или тестировании], проверки уровня знаний и работ учащихся и других задач», — приводится в исследовании. По словам экспертов АНО «Цифровая экономика», внедрение в образовательный процесс инструментов ИИ — возможность повысить уровень доступности и инклюзивности сферы.
По итогам исследования эксперты сформировали ряд рекомендаций для органов исполнительной власти по развитию ИИ в сфере образования, в их числе: реализация крупных инфраструктурных проектов, поддерживающих внедрение ИИ в образовании, развитие госзаказа в области образовательных ИИ-инноваций, развитие образования за счет привлечения ИИ-специалистов и обучения по направлению действующих преподавателей.
Рекомендации по внедрению ИИ были сформулированы и для образовательных организаций. По словам экспертов, добиться эффективной интеграции ИИ в сферу возможно при его непосредственном использовании в обучении, а также при взаимодействии с центрами компетенций в области использования ИИ в образовании и с профильным бизнесом.
И школьное, и университетское образование сегодня проходит через цифровую трансформацию, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Искусственный интеллект в этой трансформации начинает играть все большую роль. Это, в частности, еще один инструмент развития инклюзии образования, за счет которого ученики с ОВЗ смогут успешно адаптироваться и включиться в социальную жизнь. Из мировой практики мы знаем много успешных социальных ИТ-проектов, которые существенно изменили жизнь людей: например, американские студенты разработали приложение для глухих и слабослышащих людей, которое в последствии поможет им отказаться от слуховых аппаратов. Это проекты, которые должны реализовываться и в нашей стране, в том числе самими учащимися», — считает депутат.
По словам Антона Немкина, в самом образовательном процессе ключевым направлением внедрения ИИ пока остается возможность автоматизации. «Образовательный процесс порой насыщен рутинными задачами, и в этом случае ИИ может стать эффективным помощником как для учащихся, так и для педагогов. Например, в части поиска какой-либо информации или проверки домашних заданий. Подобных технологий опасаться не стоит: это только еще один вспомогательный инструмент», — подчеркнул депутат.
Антон Немкин также отметил, что процесс внедрения новых технологий в образовательный процесс во многом зависит от самого педагога. «Частная инициатива особенно важна. Уже сейчас существуют сервисы на основе ИИ, которые помогают педагогам с планированием уроков, проверкой материалов на плагиат, а также с созданием персонализированных учебных заданий. Это полезные инструменты, о которых должны знать преподаватели», — рассказал депутат.
Приобщение научно-педагогического состава к новым технологиям, по словам депутата, возможно за счет систематизированной просветительской политики. «В рамках партпроекта „Цифровая Россия“ мы как раз работаем в этом направлении. Например, проект „Учим цифре“ направлен на улучшение условий труда учителей информатики во всех регионах РФ. Его главная цель — создание образовательной платформы, которая будет содержать учебные материалы, методические рекомендации, видеоуроки и другие обучающие ресурсы для учителей информатики. Мы стремимся помочь учителям повысить квалификацию, развить профессиональные навыки, чтобы эффективнее преподавать цифровые технологии своим ученикам. Уверен, что поддержка учителей и стимулирование интереса учеников к цифровым технологиям поможет создать новое поколение IT-специалистов и программистов, которые будут способствовать дальнейшему развитию цифровизации в России», — заключил Антон Немкин.
Источник: Пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина
Комментарии закрыты.