ФАС: Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке маркетплейсов

26 января 2024 г.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) установила коллективное доминирующее положение Wildberries и Оzon среди маркетплейсов.

На встрече с представителями Ассоциации «НП „ОКЮР“», маркетплейсов и правообладателей глава ведомства Максим Шаскольский сообщил, что в совокупности компании занимают 80% рынка. Он добавил, что ФАС в декабре 2023 года закончила анализ состояния конкуренции на рынке.

«Естественно, установили коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon — вместе они занимают около 80% рынка. Да, сейчас действует 448 постановление (прим. — о моратории на проверки ИТ-компаний), и мы для исключения в дальнейшем негативных последствий проводим с компаниями работу по добровольному устранению нарушений», — сказал он.

Глава ведомства отметил, что ФАС регулярно получает «достаточно много жалоб» на работу маркетплейсов как от потребителей, так и от малого и среднего бизнеса. «Чаще всего жалуются на завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий, начисление штрафов», — перечислил глава регулятора.

Приведенные ФАС данные следует рассматривать в логике полноценного становления сегмента маркетплейсов в России, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат от фракции «Единая Россия» Антон Немкин. «Это значит, что развивающийся рынок наконец закрепился в своих границах и теперь мы точно можем сказать, кто лидер, кто претендует на лидерство, а кто аутсайдер. Конечно, подобное доминирование нельзя назвать положительным как для потребителей, так и для продавцов, особенно в контексте маркетплейсов. Так, мы уже не раз слышали жалобы в отношении продажи контрафакта, несоблюдения условий трудовой охраны, а также о несбалансированном положении владельцев ПВЗ. Однако модель совершенной конкуренции в этом сегменте представить сложно», — пояснил он.

Электронная коммерция постепенно становится одной из главных отраслей российской экономики, подчеркнул депутат. «По данным АКИТ (Ассоциация компаний интернет торговли — прим.), объем российского рынка электронной торговли в 2023 году оценивается 8 трлн рублей. При этом 75% заказов отводятся маркетплейсам. Напомню, что в 2012 году рынок оценивался всего в 405 млрд рублей», — рассказал Немкин.

По словам депутата, российская экономика постепенно уходит в цифру, и маркетплейсы становятся лидерами такого перехода: «В этой связи мы уже долгое время пытаемся прийти к эффективной концепции регулирования сегмента, при которой будут учтены интересы как потребителей и бизнес-партнеров (владельцев ПВЗ — прим.), так и самого бизнеса». Немкин также подчеркнул, что функционирующее сегодня регулирование в антимонопольной сфере будет способствовать развитию негативных последствий доминирования двух маркетплейсов.

«В настоящий момент у нас действует мораторий на проверку ИТ-компаний, который может быть снят в случаях обнаружения явных нарушений как в части антимонопольного законодательства, так и трудового. Задача бизнеса — показать, что отрасль может эффективно вести саморегулирование. Думаю, что если удастся реализовать такой подход, то о принятии жестких законодательных мер можно будет не думать», — заключил парламентарий.

Источник: Пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина

( )   

Комментарии закрыты.