Gartner: группам финансового планирования и анализа нужно переосмыслить роль финансового бизнес-партнера

25 апреля 2024 г.

Рис. 1. Источник: Gartner

Несмотря на идущую модернизацию, группы финансового планирования и анализа (FP&A) всё еще не могут справиться с возросшим спросом на поддержку принятия решений в условиях повышенной экономической турбулентности, говорит Gartner.

В опросе 273 руководителей групп FP&A и финансовых бизнес-партнеров и 102 руководителей высшего звена, принимающих решения, в организациях с доходом более 250 млн долл., проведенном в сентябре-октябре прошлого года, лишь 15% руководителей FP&A сообщили, что имеют устойчивую модель предоставления поддержки, посредством которой их команды могут обеспечить стабильный уровень поддержки принятия новых, сложных решений и планирования для всех ЛПРов без выгорания персонала FP&A.

«Команды финансового планирования и анализа перегружены: всегда в режиме реагирования, жонглируя сложными запросами, ведущими к выгоранию, и при этом всё еще остаются пробелы в обслуживании, потому что команды не в силах обслужить всех ЛПРов, нуждающихся в поддержке, — пишет в пресс-релизе Рандип Ратиндран (Randeep Rathindran), ведущий вице-президент по исследованиям практики Finance в Gartner. — Типичный подход к модернизации — автоматизация рутинных процессов FP&A, чтобы выкроить возможность персонализированной поддержки принятия решений — просто не поспевает за нарастающим спросом в большинстве организаций, и текущая траектория нежизнеспособна».

Типичный сценарий в командах финпланирования и анализа — модель внутреннего консультирования — состоит в том, чтобы использовать автоматизацию, высвободив потенциал поддержки, чтобы команды FP&A могли тратить больше времени на приносящие ценность услуги — например, в качестве финансового бизнес-партнера.

Впрочем, ведущие группы FP&A обнаружили гораздо более устойчивый и масштабируемый способ предоставлять организации ценные инсайты: модель демократизации возможностей (capability diffusion), когда цифровые технологии являются каналом поддержки по умолчанию, а живое содействие в роли бизнес-партнера выступает как исключение (см. рис. 1).

Рис. 1. Максимальное влияние на устойчивость модели предоставления поддержки финансового планирования и анализа

Регрессионный анализ

(легенда):

  • Модель внутреннего консультирования / Модель демократизации FP&A
  • Все решения / Стратегические решения / Операционные решения

(в рамке):

Демократизация FP&A делает модель предоставления поддержки в 3-4 раза более устойчивой.

База опроса: 273 руководителя групп FP&A

Демократизация FP&A как путь к устойчивой поддержке

Быстрое развитие цифровых технологий впервые дает возможность масштабировать функцию финансового планирования и анализа, сделав шаг от специализированной финансовой команды к общекорпоративной службе, так что ЛПРы могут частично перейти на самообслуживание, используя поддержку принятия решений финпланирования и анализа, встроенную в цифровые инструменты.

«Суть в том, чтобы мыслить шире, рассматривая цифровые технологии как способ распространить FP&A на всю организацию, а не только повысить внутренний потенциал, — пишет Ратиндран. — Новые разработки на рынке финтех и превалирование инструментов со встроенным функционалом — графовой аналитики, машинного обучения и генеративного ИИ — как никогда раньше упрощают для команд FP&A передачу опыта ЛПРам для принятия сложных решений».

Финансовым бизнес-партнерам (FBP) следует взять на себя обучение пользованию этими инструментами, чтобы помочь ЛПРам стать более самостоятельными в использовании анализа и инсайтов, предоставляемых инструментами FP&A, уменьшив тем самым потребность в непосредственном содействии команд финпланирования и анализа. Когда непосредственное участие финансовых бизнес-партнеров перестанет быть сценарием по умолчанию, команды FP&A обретут больше гибкости для поддержки наиболее сложных и совсем новых решений.

Источник: Пресс-служба компании Gartner

Комментарии закрыты.