Импортозамещение: центры обучения и их ценные трофеи
21 июля 2023 г.
Дефицит кадров в ИТ драйверят 3 фактора: во-первых, растет масштаб задач; во-вторых, нужно компенсировать отток специалистов из-за масштабной релокации; в-третьих, специалистам нужно получать новые квалификации, а также переучиваться со знания глобальных продуктов на локальные (например, с продуктов SAP на решения «1С» ). Количественно нехватку кадров в отрасли оценивают примерно в миллион новых специалистов, иначе, по оценкам Правительства РФ, не удастся достичь технологического суверенитета.
Рынок корпоративного обучения в России уже зрелый, при этом продолжает показывать выразительную динамику. Сейчас образовательная деятельность корпораций становится актуальной по причине обостряющегося дефицита кадров. В сегменте корпоративного образования становится все горячее. Расширяют деятельность компании, ранее работавшие в этом сегменте, на рынке появляются новые игроки.
Откуда берутся новые игроки сегмента?
Крупные российские компании давно начали заниматься обучением сотрудников для собственных нужд, создавая для этого развитые и разветвленные структуры. Мотивация очевидна: при наличии методик и подготовленных преподавателей обучение занимает меньше времени. Заметим, что эти структуры занимались как обучением новых специалистов, так и расширением компетенций имеющихся — необходимость обеспечения непрерывного обучения в сфере ИТ совершенно очевидна. Теперь корпоративные центры обучения, ранее обеспечивающие потребности холдингов в организации обучения/переобучения, начинают выходить на рынок, «упаковывая» собственные курсы, изначально создаваемые для внутреннего потребления, в полноценные продукты, доступные внешним заказчикам.
За годы работы такие структуры накопили практический опыт, разработали и многократно усовершенствовали методику преподавания, создали ряд курсов и т. д. Такие структуры, выходящие на рынок с предложением курсов — как уже готовых, так и кастомизируемых под запросы конкретных заказчиков — представляют собой сильных игроков даже на конкурентном рынке российского ИТ-образования.
Заметим, что все игроки ИТ-образования в результате последних событий получили дополнительные ресурсы: они «затрофеили» большое количество специалистов, ранее работавших в центрах подготовки ушедших глобальных компаний. Ранее присутствующие тут крупные игроки, инвестируя в рынок, среди прочих активностей создавали мощные многоуровневые структуры по обучению российских специалистов. Например, Huawei, продвигая свои беспроводные сетевые решения, создавал как совместные лаборатории с ключевыми вузами страны, так и собственную академию, где учили, в частности, разворачиванию крупных корпоративных wi-fi-сетей с использованием новейшего оборудования. После того, как вендоры ушли с российского рынка или приостановили работу, осталось большое количество опытных преподавателей, методик, курсов и прочих наработок, которые можно переиспользовать.
Корпоративное обучение существенно более сложный и многоуровневый процесс, чем разработка и продвижение курсов по ИТ для повышения квалификации или получения компетенций по новым инструментам. В зависимости от пожеланий заказчика в ряде случаев потребуются кастомизированные курсы, а иногда и предварительный аудит, для понимания того, «по каким именно направлениям нужно обучение и с какими особенностями. Зачастую на таких возможностях делают особый акцент игроки данного сегмента. «Своей сильной стороной, помимо технологических компетенций, мы считаем умение сотрудничать в различных форматах — от готовых курсов и кастомизированных сервисных решений до полного образовательного партнерства, − говорит, например, Дмитрий Красовский, директор Т1 Цифровая Академия. — При этом к каждому проекту мы стараемся подходить комплексно и совместно с заказчиком проходить все этапы — от аудита до оценки изменений по итогам внедрения решений».
Вместо заключения
Рассмотренные примеры показывают, насколько масштабные и сложные процессы происходят в российском сегменте ИТ на данный момент. Импортозамещение, как мы неоднократно отмечали, не является самоцелью. В рафинированном виде оно делает стейкхолдерами ИТ-компании разных типов — для одних достаточно изменившихся маркетинговой ситуации, другие кроме этого пользуются нерыночными методами (кредитами и грантами из бюджета, государственным протекционизмом и т. д.). Смысл импортозамещения — в достижении санкционной устойчивости национального ИТ-рельефа.
Чтобы санкционная устойчивость стала реальностью, явно недостаточно наладить производство российского ПО и компьютеров, соответствующих критериям «отечественного происхождения», тут нужна слаженная работа как вендоров, так и других игроков ИТ-рынка — дистрибьюторов, интеграторов и учебных центров. В силу очевидных объективных причин сложно всем, но при достаточном уровне гибкости и креативности ИТ-компании любого сегмента оказываются стейкхолдерами. Не все, конечно, а те, кто в результате всех изменений выживут.
Однако следует помнить, что все это «стейкхолдерство» происходит за счет огромных вложений от всех структур национальной экономки — как напрямую, так и через бюджет. Аналогичные процессы идут не только в ИТ, но и в других отраслях — машиностроении, «большой химии», энергетике и т. д. К чему приведут такие траты на процессы, дающие санкционную устойчивость, но в большинстве своем не создающие прибавочной стоимости, покажет время.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News
Комментарии закрыты.