Импортозамещение: раздолье и сложности для интеграторов
14 июля 2023 г.
Компании, занимающиеся интеграцией и обучением, получили наибольший профит от новой ситуации. Конечно, задачи перед ними стоят сложнейшие, но для их решения нужны, в первую очередь, квалификация, базовое образование и экспертиза, обновляемая и развиваемая. В данном случае не требуются инвестиции в развитие производства (как вендорам) или в обеспечение работы логистических каналов, которые стали длиннее, сложнее и рискованнее, а также в запасы «товаров со склада» (как дистрибьюторам). Однако инвестировать в развитие и трансформацию бизнесов, разумеется, придется.
«Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить»
Ситуация с реальным импортозамещением в инфраструктуре корпоративных заказчиков оказывается крайне сложна. Однако увеличение степени сложности и масштаба задач сопряжения новых и обновляемых компонент ИТ-рельефа выгодна интеграторам. Это не только миграция на новые платформы, но и обеспечение работы единого ИТ-ландшафта, «скроенного» из большого количества программных и аппаратных компонент, которые должны быть совместимы друг с другом, поддаваться администрированию, обладать должным уровнем корпоративной безопасности и т. д.
В рамках единого рельефа работают системы старые, с непредсказуемыми санкционными рисками, новые санкционно-устойчивые, совсем древние legacy, уже замененные или еще подлежащие замене, при этом меняется и их свойства, и их количество. Например, оказалось, что техническом плане значительное количество российского софта обладает базовой функциональностью, которая далеко не всегда достаточна для создания современных инфраструктур. В ряде случаев для замены одной «западной» системы приходится ставить
Значительная часть корпоративного «железа» в импортозамещенном формате на практике вообще недоступна — тяжелые серверы, СХД уровня enterprise и т. д. — поэтому переход «на российское» требует ряда ухищрений, которые технически непросты в исполнении и в ряде случаев с высокой стоимостью владения (например, из-за подорожавшего администрирования и т. д.). Например, вместо мощного сервера можно применить систему, построенную по принципу гиперскейлера, но «тысяча зайцев заменить лошадь» могут не на всех задачах, а использование нескольких СХД среднего класса вместо одной корпоративного уровня тоже несет определенные риски. Ситуация в «харде», как видно, во многом аналогична упомянутой выше в сегменте «софта».
Некоторую техническую пользу из процесса импортозамещения получить все же можно — многие заказчики отмечают, что в ходе этого они оптимизируют свою инфраструктуру как в архитектурном плане, так и благодаря замене компонент, которые успели безнадежно устареть, но все же функционировали по принципу «работает, и ладно». Как показывает практика, такие устройства оказывались проблемными из-за несоответствия современным требованиям киберзащищенности, старомодному администрированию и т. д.
«Что наша жизнь? Upgrade!»
Заметим, что цифровые товары радикально отличаются от любых других необходимостью перманентного обновления. В случае с аппаратными решениями без этого иногда можно обойтись — например, системы на мэйнфреймах работали десятилетиями! — но для современного ПО постоянный апдейт — must have. Это нужно, как минимум, для обеспечения инфобезопасности, но это обстоятельство уже является достаточно мощной мотивацией для регулярного обновления. Получаемые в ходе апдейта другие преимущества — повышение стабильности работы, устранение некоторых ошибок, появление новых функций и даже повышение скорости работы — тоже важно, но куда как меньше, чем вопросы ИБ.
Подчеркнём, что сказанное справедливо как для программных решений (от «операционок» и офисных приложений до ВРМ- и EPR-систем), так и для устройств (ПК, принтеров, МФУ, коммуникационных решений и другого «железа»). У современных девайсов — особенно корпоративного уровня! — есть достаточно сложные прошивки, драйверы, а иногда и внутренняя операционная система, о которой пользователи обычно не вспоминают. Но это все же софт, пусть своеобразный, и у него тоже могут быть дыры в защите, которые, во-первых, могут открыть хакерам доступ в корпоративные сети, во-вторых, их проблемно закрывать традиционными «накладными» средствами обеспечения ИБ.
Всем этим тоже приходится заниматься интеграторам!
Как видно, у российских интеграторов обширный фронт задач. Для выполнения соответствующих работ нужно больше количество специалистов, которых нужно обучать, а в ряде случаев и переподготавливать. И это тема следующей статьи.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News
Комментарии закрыты.