Эксперты и чиновники не сошлись в оценке будущего электросамокатов
15 апреля 2024 г.
В столице 12 апреля стартовала третья отраслевая конференция «Съезд на СИМ — 2024». Мероприятие, организатором которого выступила Ассоциация операторов микромобильности, прошло на площадке Цифрового делового пространства. конференция открылась подписанием меморандума о сотрудничестве в области обеспечения безопасного движения на электросамокатах. Компании Whoosh, Яндекс, Юрент и Ассоциация операторов микромобильности договорились обмениваться опытом, популяризировать правила вождения СИМ и строго следить за безопасностью пользователей.
Также насыщенная программа конференции охватила сразу несколько обширных тем: трудности в законодательном регулировании СИМ, локализация производства, развитие микромобильности в регионах. Помимо этого, были подведены итоги безопасности за прошлый год.
На законодательном уровне
На первом пленарном заседании «Состояние отрасли по итогу 2023 год, планы на
«СИМ существуют на законодательном уровне чуть больше года, в правилах дорожного движения (ПДД) они появились в марте 2023 года. И вот сейчас идет активное обсуждение: что туда попадает, какая должна быть скорость, вес, количество колес и так далее. Мы как законодатели определили для себя несколько направлений. В первую очередь СИМ относятся к общественному транспорту. Поэтому у них есть понятные задачи: безопасно доставить человека из одного места в другое, при этом не мешать остальным, а зона ответственности — региональная и муниципальная. Это формализуется в изменения закона о безопасности и организации дорожного движения», — подчеркнул Павел Федяев.
При этом, продолжил депутат, шумиха вокруг средств индивидуальной мобильности не утихает. Особенно это остро ощущается в связи со стартом нового сезона кикшеринга. По словам Федяева, некоторые россияне предлагают запретить использование самокатов и пишут заявления в прокуратуру, следственный комитет. С этим полностью согласился заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко. Он также отметил, что в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) нет нормы об ответственности пользователей СИМ.
«Сейчас ведется подготовка ряда федеральных законов по внесению изменений в КоАП. Мы рассчитываем, что часть людей, которые думают об отсутствии ответственности, перестанут нарушать правила. В результате мы придем к более высоким показателям по снижению аварийности. Но это не будет работать, если не создать механизм неотвратимости наказания. Только в этом случае мы сможем бесшовно интегрировать СИМ в систему городов», — отметил Луговенко.
Перспективы развития
Согласно последнему исследованию издания «Трушеринг», рынок кикшеринга в России активно развивается. По мнению Владимира Луговенко, за средствами индивидуальной мобильности будущее. Причина в том, что сегодня СИМ составляют конкуренцию общественному транспорту по провозной возможности и скорости сообщения. Поэтому необходимо прилагать больше усилий, чтобы подотрасль и дальше развивалась. Для этого в первую очередь нужно обратить внимание на локализацию производства, уверен депутат, заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов.
«Города наполняются электротранспортом. Это подтверждает и аналитика. Сегодня лишь арендного электротранспорта около 300 тысяч. Мы видим, что, если тренд на использование средств микромобильности сохранится, количество СИМ удвоится. Поэтому мы должны подумать о производстве электротранспорта в России собственными силами», — отметил депутат.
Несмотря на то что в концепции, которая была принята правительством в 2023 году, прописаны важные вещи, касающиеся развития отрасли в стране, в нее не включены СИМ. Александр Спиридонов считает, что игнорировать средства микромобильности нельзя, так как они развиваются семимильными шагами и заполняют города. Однако здесь необходима поддержка государства. В одиночку коммерческие компании не смогут организовать инфраструктуру. Помимо зарядных станций городу необходимы выделенные под СИМ дорожки, разметка, знаки и так далее. Поэтому все это должно создаваться совместными усилиями.
Региональные проблемы
В связи с тем что на улицах городов появляется все больше СИМ, региональные власти совместно с представителями кикшеринговых сервисов обсуждают будущее отрасли. Об этом рассказал заместитель руководителя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрий Ваньчков. Так, в Северной столице появились зоны ограничения скорости езды и запрета передвижения на самокатах, а также места, где нельзя размещать СИМ. Чтобы контролировать ситуацию, нужно принимать и другие меры, считает спикер.
«За прошлый год кикшеринговые компании вынесли 3 млн предупреждений, выставили около 10 тысяч штрафов, заблокировали 14 тысяч аккаунтов. Все хорошо, но есть один нюанс. Человек нарушает правила в одной компании, ему блокируют аккаунт, он переходит в другую организацию. Одно предприятие теряет клиента, другое — приобретает. Мы уверены, что должен быть меморандум, какое-то соглашение между крупными компаниями, в рамках которого они будут обмениваться информацией о таких пользователях», — рассказал участник конференции.
Основные нарушения, по словам Дмитрия Ваньчкова, можно разделить на статические и динамические. В первом случае — это хаотичная избыточная парковка на узких тротуарах, придомовых территориях, у пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и метро. Второй тип нарушений связан с движением, когда самокатчики представляют опасность для окружающих, водят вдвоем или втроем, не спешиваются на пешеходных переходах и так далее.
«Давайте разбираться с несовершеннолетними, делать верификацию в приложениях через госуслуги. Нужно отсекать от управления подростков, от них много проблем. Есть еще один момент: как установить ответственность? Сегодня для регистрации достаточно номера телефона и банковской карты. Давайте более широко определять личность, как это делается компаниями автомобильного каршеринга, нужно знать, кто управляет самокатом», — отметил замруководителя комитета.
Статистика
Вторая сессия, посвященная безопасности, началась с доклада начальника ФКУ «НЦ БДД МВД России» Дмитрия Митрошина. Согласно представленным на площадке данным, количество пострадавших и число аварийных ситуаций с участием СИМ кратно выросло по сравнению с прошлым годом.
«Пользователи СИМ представляют опасность сами для себя. По статистике, среди всех погибших в ДТП с участием СИМ в прошлом году 42 человека были пользователями СИМ. При этом один пешеход, который погиб при столкновении со средством индивидуальной мобильности, переходил дорогу в неположенном месте. Два человека, попавших в статистику, подтверждают, что запрет на использование СИМ вдвоем действительно обоснован», — заявил спикер.
Традиционно больше всего ДТП происходит в Москве, Санкт-Петербурге и городах Краснодарского края. По словам Дмитрия Митрошина, целевая аудитория средств микромобильности — подростки. Основной период использования СИМ приходится на теплое время года.
«Две трети аварий в равном соотношении приходится на места конфликта транспортных средств и пешеходов — это перекрестки, выезды с прилегающих территорий и пешеходные переходы. По структуре парка картина следующая: две трети ДТП происходят с СИМ, мощность электродвигателя которых до 250 ватт. При этом более половины погибших стали жертвами СИМ с мощностью электродвигателя в диапазоне от 250 до 400 ватт. Наконец, предмет широкой общественной дискуссии — обвинение в авариях прокатных сервисов. На самом деле примерно половина ДТП приходится на СИМ, которые принадлежат гражданам», — подчеркнул начальник ФКУ «НЦ БДД МВД России».
В заключение Дмитрий Митрошин акцентировал внимание на том, что знать правила дорожного движения недостаточно, нужно уметь их применять. Поэтому необходимо вовлекать молодое поколение в изучение ПДД. Это могут быть конкурсы, квесты и другие интересные мероприятия.
Источник: Пресс-служба Ассоциации операторов микромобильности
Комментарии закрыты.