Как построить интеграционный ландшафт промышленного холдинга и поддерживать его одним человеком с загрузкой 50%

7 декабря 2023 г.

В промышленный холдинг, как правило, входят бизнесы совершенно разной направленности. Каждый из них имеет нюансы, игнорирование которых при разработке ИТ-ландшафта влечет за собой серьезные последствия. Коробочные решения, представленные на рынке, не позволяют закрыть все вопросы комплексно. От ИТ-компании, которая сопровождает цифровую трансформацию холдинга, требуется творческий подход к задаче.

Три года назад руководство группы компаний «Мангазея» приняло решение о комплексной цифровой трансформации. И первым шагом на пути качественного перехода к цифре стала задача по разработке независимого ИТ-ландшафта для каждого из направлений холдинга в абсолютно разных областях: золотодобыча, девелопмент, разработка газовых месторождений, агро. Один из основных вопросов, которые предстояло решить — проблема с передачей данных. Разные форматы баз и отсутствие единой документации приводили к тому, что на разбор проблем и поиск их источника уходило слишком много времени.

Весь учетный контур в группе компаний изначально строился на отечественной платформе 1С. Мы рассматривали несколько вариантов. Это организация монолитного ландшафта или композитного, когда функции распределены между отдельными информационными системами. С точки зрения капитальных и эксплуатационных затрат, распределенный ИТ-ландшафт выигрывает перед монолитным. Но при условии, что решены вопросы в части интеграции и с нормализацией данных. Нам было важно оптимизировать и унифицировать интеграционный ландшафт группы компаний для обеспечения бесперебойного информационного обмена между системами и сокращения ресурсов на поддержку интеграционного слоя. Приходилось учитывать и то, что переходить в новый целевой ландшафт планировалось поэтапно, переносить отдельно взятые функции в новые целевые системы.

Опыт группы компаний «Мангазея»

Согласно стратегии развития распределенного ИТ-ландшафта, насчитывающего десятки приложений в четырех различных бизнес-структурах холдинга, мы приняли решение внедрить корпоративную интеграционную шину.

Во-первых, для нас было важно, чтобы ПО было российской разработки. Практически у каждого в команде был опыт, когда западные вендоры сворачивали свое представительство в России. Мы же понимали, что играем в долгую, впереди будет много сложных вопросов, интегрировать придется не только системы 1С, возможно, появятся и требования со стороны законодательства.

Во-вторых, шина данных удобна тем, что, по сути, все обработчики консолидированы в одном месте. Централизация экономит время. Когда у вас, например, две базы данных, выбор системы управления может показаться несложным. Но если у вас их несколько десятков, и они разных типов, то принять правильное решение становится сложнее.

Внедрение шины позволило упростить процесс обмена данными и повысить его надежность. Мы отслеживаем проблемы до того, как они станут заметными для бизнеса. Это гарантирует соблюдение SLA и повышает оперативность принятия бизнес-решений. Теперь мы можем отправлять и принимать данные многопоточно и параллельно обрабатывать их. Это позволяет экономить до суток времени на обмене данными. А, например, закрытие месяца проходит за несколько часов вместо отведенных ранее 3-5 дней.

Переход к целевому ландшафту в компании занял около двух лет. При этом процесс интеграции — всего порядка двух месяцев, включая процесс проектирования. В результате силами внутренних специалистов были разработаны и внедрены более 150 обработчиков данных. Средняя нагрузка на базу составляет порядка 20 тысяч сообщений в день.

Самое главное — это надежность системы и ее корректная работа. Мы получили стабильный контур и полный контроль над ним, который позволяет существенно экономить на команде. Поддержка и модернизация сейчас обеспечивается одним специалистом с загрузкой 50%. По сути, его задачей является отслеживание проблем, которые, как правило, проявляются со стороны разработчиков, а не интеграции, и их перераспределение.

Несмотря на некоторые сложности, связанные с интеграцией и поиском компромиссов со службой безопасности, мы успешно реализовали проект самостоятельно. Шина данных — это простой и эффективный способ организации обмена информацией между различными системами. Главное помнить, что если этого «большого слона» разделить на отдельные части, на функциональные блоки, то ничего страшного или глобально сложного в переходе на шину нет. Результат же не заставит себя ждать: бизнес может положиться на ИТ-блок, а тот, в свою очередь, выполняет взятые на себя обязательства без затруднений.

Источник: Александр Казаков, директор по развитию компании «Мангазея Технолоджи»

( )   

Комментарии закрыты.