Малый инновационный бизнес набирает обороты

9 августа 2024 г.

Малый инновационный бизнес набирает обороты

Рис. 1. Основные показатели инновационной деятельности малых предприятий промышленного производства. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Увеличить

Рис. 2. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме продаж малых предприятий промышленного производства: 2023 (%). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует развитие инновационной деятельности малых предприятий промышленного производства в 2023 г. на основе данных федерального статистического наблюдения, осуществляемого раз в два года.

В 2023 г. сохранился тренд на увеличение доли малых промышленных предприятий (МПП), реализующих инновации (рис. 1). Уровень их инновационной активности составил 7,2%, увеличившись за шесть лет на 2 п. п. Отчасти этому способствовал комплекс мер поддержки со стороны государства, в т. ч. льготное кредитование, субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по современным технологиям в рамках реализации инновационных проектов, приобретение оборудования и др. В числе абсолютных лидеров МПП — производители высокотехнологичной продукции — компьютеров, электронных и оптических изделий (22,8%), лекарственных средств и материалов (21,1%), получившие весомую поддержку из средств федерального бюджета.

На фоне ухода с рынка зарубежных конкурентов МПП стали вкладывать значительно больше средств в развитие инноваций и освоение перспективных технологических процессов. В 2023 г. совокупный объем затрат МПП на инновационную деятельность достиг 93,6 млрд руб., при пересчете в постоянные цены (с учетом инфляции) это на 39% больше, чем в 2021 г.

Существенный рост инвестиций в инновации наблюдается в производстве прочих транспортных средств и оборудования, включая корабли, суда и лодки, железнодорожные составы и локомотивы, воздушные и космические суда и комплектующие изделия (в 16 раз); деятельности, связанной с ремонтом и монтажом машин, оборудования (в 4 раза); производстве одежды (в 3,2 раза), бумаги и бумажных изделий, мебели (в 2,5 раза), которые переориентировали свою деятельность в соответствии с возросшим потребительским спросом.

Интенсивность затрат на инновационную деятельность МПП, то есть их доля в общем объеме отгруженной продукции, достигла 1,6% (против 1,3% в 2021 г.), что сопоставимо со среднеевропейским значением показателя и данными по крупным и средним российским промышленным организациям. Заметно выше величина индикатора в производстве лекарственных средств и материалов (7,9%), прочих транспортных средств (4,8%), компьютеров, электронных и оптических изделий (4,5%).

Растет и результативность инновационной деятельности МПП. Продолжается масштабирование производства инновационной продукции: в 2023 г. фактический объем новых и усовершенствованных товаров и услуг, произведенных МПП, составил 185,6 млрд руб., более чем на четверть (на 26,2%) превысив уровень 2021 г. (в постоянных ценах).

Положительная динамика показателя зафиксирована практически во всех видах экономической деятельности (рис. 2). Максимальный прирост показали десять отраслей, преимущественно нацеленных на потребительский сектор: производство автотранспортных средств (рост в 3,5 раза), ремонт и монтаж машин и оборудования (в 2,7 раз), производство прочих готовых изделий, в том числе медицинских инструментов и оборудования, бумаги и бумажных изделий, пищевых продуктов (в 2 раза), мебели (в 1,9 раз), полиграфии, кожи (в 1,8 раз), напитков, одежды (в 1,7 раз).

Доля инновационной продукции в общем объеме продаж МПП составила 3,1% (против 2,8% в 2021 г.). Показатели в 1,4–2,7 раз выше среднего в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (8,4%), лекарственных средств и материалов (6,6%), электрооборудования (4,6%), прочих готовых изделий (4,4%).

Инновационная продукция МПП отличается высоким уровнем новизны, в ее составе более 79% товаров (работ, услуг) связаны с реальным обновлением производства: 42,5% — продукция новая для предприятия, но уже известная на рынке; 32% — новая для рынка сбыта предприятия; 4,9% — новая для мирового рынка (принципиально новая). Самыми высокими показателями новизны отличается продукция МПП, занятых в производстве электрооборудования, где с использованием принципиально новых технологий создано 6,2% всех инновационных товаров (работ, услуг).

В целом результаты анализа показывают, что российский малый бизнес адаптируется к новым условиям функционирования и интенсифицирует инновационные процессы: положительная динамика наблюдается по всем основным показателям инновационной деятельности.

Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации и за рубежом, подготовка предложений по развитию статистического наблюдения в сфере науки с учетом актуализации мер государственной политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: С. Ю. Фридлянова, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Школьная форма — это не просто одежда, которую носят ученики, но и важный элемент образовательного процесса. Она помогает создать атмосферу равенства, снижая акцент на социальные различия между учениками. Школьная форма также дисциплинирует и настраивает на учебный лад, что способствует улучшению успеваемости. Введение школьной формы во многих школах обсуждается как мера, способная укрепить традиции и повысить уровень организованности в учебных заведениях.

Комментарии закрыты.