НИУ ВШЭ: расходам на науку необходима целевая фокусировка

27 марта 2024 г.

Увеличить

Рис. 1. Распределение государственных средств на поддержку науки и технологий по целевой направленности*

Увеличить

Рис. 2. Распределение государственных средств на поддержку НИОКР, разработку технологий и их внедрение в производство по видам исследований и разработок и УГТ:2022

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал финансирование действующих мер поддержки науки и технологий в России на предмет их целевой направленности.

Контекст исследования

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ сформировал базу данных мер научно-технической политики, которая включает сведения о более чем 200 мерах федерального уровня, распределенных по целям и получателям поддержки, видам исследований и разработок, шкале уровней готовности технологий (УГТ), а также по федеральным органам исполнительной власти и организациям, ответственным за выполнение соответствующих мер.

Обеспечение реализации положений Послания Президента РФ от 29.02.2024 г. и Стратегии научно-технологического развития РФ(СНТР) требует существенного повышения эффективности расходования средств на поддержку науки и технологий, их ориентации на цели опережающего развития и достижения технологического суверенитета. В соответствии с положениями СНТР и Концепции технологического развития до 2030 года, должна быть трансформирована модель поддержки НИОКР, при которой основной спрос должен исходить от бизнеса при активном участии институтов инновационного развития (ИИР) во взаимодействии с государством.

На что направлены меры поддержки науки и технологий?

Примерно половина (49,5%) мер прямой (бюджетные субсидии и гранты, госзадание, госзакупки) и косвенной (налоговые и таможенные льготы) поддержки сфокусированы на разработке технологий на разных уровнях их готовности (описание концепции технологии, получение патентов, лабораторных и опытных образцов); причем превалирует прямое бюджетное финансирование НИОКР (табл. 1).

Вторая по величине целевая группа — меры стимулирования спроса на технологии (почти 30% всей поддержки): это преимущественно госзакупки и закупки компаний с госучастием, а также специальные лизинговые и кредитные программы, нацеленные на получение конкретных продуктов с использованием отечественных технологий (ПО, микросхемы, оборудование 5G, реакторы, турбины, спецтехника, космические спутники, самолеты и их компоненты и др.).

Третьим направлением стало развитие научной и инновационной инфраструктуры (9%) — создание научных установок класса «мегасайенс», центров коллективного пользования и уникальных научных установок, тестовых и испытательных полигонов, научно-исследовательского флота, обновление научной приборной базы.

Расходы на содействие коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (поддержка внедрения различных технологий в опытное производство — переход к УГТ 8 и выше) составляют 7% всего объема выделенных средств.

Вклад других групп мер оценивается менее чем в 5%, включая поддержку: научно-производственной кооперации (в рамках ПП 218, программ научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ), Национальной технологической инициативы (НТИ), комплексных научно-технических программ и др.); несырьевого экспорта (возмещение части затрат по производству, транспортировке и сертификации высокотехнологичной продукции, в основном по линии Российского экспортного центра, Корпорации МСП и МСП Банка); развитие кадрового потенциала (премии и стипендии ученым и аспирантам, жилищные сертификаты молодым ученым, субсидии на повышение оплаты труда); популяризацию науки (в т. ч. в рамках программы «Десятилетия науки в России»).

Как распределена господдержка по видам исследований и разработок?

Анализ расходов на прямую поддержку выявил, что 872,5 млрд руб. направлены на фундаментальные и прикладные исследования, разработки, а также внедрение технологий в производство (табл. 2). При этом бюджетная поддержка НИОКР (УГТ 1–7) составила 564,2 млрд руб. (64,7%), распределяемая через государственную программу «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

На фундаментальные исследования (УГТ 1) приходится 20,1% средств (доводятся до организаций в формате госзаданий в рамках Программы фундаментальных научных исследований РФ и в виде грантов Российского научного фонда (РНФ)).

Расходы на прикладные исследования (УГТ 2–3) составляют 33,3% в общем объеме и осуществляются в основном за счет госзаданий вузам и научным организациям, грантов РНФ для радиоэлектронной промышленности, субсидий, в т. ч. в рамках федеральных научно-технических программ, программ «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», мегагрантов, научных центров мирового уровня и др.

На поддержку разработок (УГТ 4–7) выделено 32,9% объема господдержки, осуществляемой в рамках госзакупок (44-ФЗ), закупок компаний с госучастием (223-ФЗ), бюджетных субсидий на реализацию НТИ, кооперации науки и бизнеса в рамках ПП 218 и по линии НОЦ, единой субсидии на НИОКР, а также средств, распределяемых ИИР, в том числе Фондом содействия инновациям и Фондом «Сколково».

На внедрение технологий в опытное и промышленное производство (УГТ 8–9) направлено 13,7% объема средств. Основная поддержка осуществляется по линии институтов инновационного развития и с помощью бюджетных субсидий по стимулированию кооперации и коммерциализации технологий, а также через закупки опытных образцов и изделий по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Резюме

Утвержденная в феврале 2024 г. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации намечает цель к 2035 году довести расходы на науку до уровня не менее 2% ВВП. Для ее реализации предполагается поэтапно нарастить затраты на научные исследования и разработки за счет расширения участия бизнеса и привлечения внебюджетного финансирования на паритетной основе. Доминирующая модель прямой поддержки НИОКР должна быть трансформирована с учетом, во-первых, донастройки применяемых инструментов политики, во-вторых, задействования потенциала налогового стимулирования и иных финансовых мер.

Бюджетные средства, превалирующие в разработке гражданских технологий и их внедрении в реальный сектор, уже пытаются заместить на более поздних стадиях исследовательского цикла средствами ИИР и компаний с госучастием. Однако сохраняется значительный потенциал наращивания внебюджетного финансирования прикладных исследований и разработок (в странах — технологических лидерах доля внебюджетной поддержки составляет 60–70%).

Кроме того, целевое финансирование требует усиления поддержки научных и инженерных кадров, стимулирования научно-производственной кооперации и высокотехнологичного экспорта. Механизмы привлечения внебюджетного финансирования науки могут быть расширены за счет совершенствования действующих и введения новых косвенных мер поддержки для организаций, участвующих в приоритетных научно-технологических проектах.

Источники: ИС «Электронный бюджет» и сайт Федерального казначейства России — сведения бюджетной статистики о расходах в госпрограммах; СПС «Консультант» и «Гарант» — НПА, регулирующие использование средств (Правила); сайты научных фондов (НФ) и институтов инновационного развития (ИИР) — отчетность НФ и ИИР; ИС «Госзакупки» — сведения о закупках компаний с госучастием; ИС «ФАИП» — сведения о бюджетных инвестициях; сайт ФНС — налоговая статистика; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: Виталий Дементьев, Михаил Гершман, Татьяна Кузнецова, Леонид Гохберг, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Комментарии закрыты.