«Облака»: изменения в предложении, восприятии, использовании. Часть II
1 апреля 2024 г.
Окончание, начало тут
Российский бизнес все чаще использует cloud-среды для построения своей ИТ-инфраструктуры. Уже 72% российских компаний так или иначе используют «облака», по данным совместного исследования «Флант» и «Экспресс-42», причем чаще всего гибридные «облака» или частноые, то есть приземленные on-premise у заказчика. Почему так происходит?
От облака к multi-cloud
«Мультиоблако» — тренд давний, но сохраняющий актуальность. Он входит в Тор five ключевых «облачных» технологий и сервисов, по данным исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Тренд на «мультиклаудность» также отмечают аналитики M1Cloud, подчеркивая, что в данном случае он может выглядеть как использование «облаков» от разных поставщиков, а также разных «облачных» платформ в рамках одного провайдера, что тоже позволяет распределять, повышая отказоустойчивость и продуктивность.
Использование более чем одного «облака», конечно, заметно усложняет процессы, связанные с управлением всей инфраструктурой и контролем (в том числе, финансовым) над сервисами. Игроки ИТ-рынка многое делают для того, чтобы упростить процессы, возникающие при использовании корпоративным заказчиком более чем одного «облака».
«Нам как поставщику „облачной“ инфраструктуры важно, чтобы наша работа была направлена не только на качество предоставляемых услуг в „облаке“, но также была прозрачной в части контроля затрат в рамках планирования и использования мощностей, и всё это в рамках понятного и удобного пользовательского интерфейса», — говорит Никита Мусин, ведущий менеджер по развитию Softline «Мультиоблако».
Однако применение нескольких «облаков» в составе одной ИТ-инфраструктуры все равно остается достаточно сложным, хлопотным и потому дорогим. Но корпоративные заказчики все чаще идут на это!
Причины достаточно просты и прозрачны.
- Во-первых, стоимость одних и тех же сервисов у разных «облачных» провайдеров может существенно отличаться. Возможность выбора нужного сервиса по оптимальной цене позволяет компаниям уменьшать затраты на «облачную» инфраструктуру.
- Во-вторых, такая диверсификация позволяет увеличить надежность сервисов — если у одного из провайдеров сервис падает (неважно, по техническим причинам или, предположим, в результате хакерской атаки) то нагрузку перебрасывают на второй, который находится в другом «облаке», что позволяет обеспечить непрерывность бизнеса. Частным случаем второго «облака» является вариант с приватным «клаудом», то есть развернутым на мощностях заказчика — тогда получаем гибридное «облако», состоящее из ресурсов, часть которых размещена у традиционного провайдера, а часть, по сути, находится on-premise.
- В-третьих, наличие нескольких провайдеров позволяет повышать эластичность сервисов, которая может оказаться недостаточной для задач крупных корпоративных заказчиков, о чем мы поговорим ниже.
Частное «облако» позволяет заказчику решать ряд проблем, например, сохранять полный контроль над ИТ-инфраструктурой, обслуживающей его бизнес-процессы, отказаться от передачи «на сторону» бизнес-критичных данных, способствовать утилизации уже имеющихся вычислительных мощностей и т. д. Использование частного «облака» принято критиковать из-за невозможности перевести расходы на его поддержание из CAPEX в OPEX, из-за необходимости самостоятельно администрировать «железо», обеспечивающее работу «облачных» сервисов и, наконец, из-за недостаточной эластичности такого решения. Заметим, что последнее не является проблемой только приватных «облаков» — ограничения по эластичности появляются и публичных провайдеров.
Что происходит с самими «облаками»
Оптимизация становится суровой необходимостью для «облачных» провайдеров, которые вынуждены ужесточать требования к степени утилизации используемого ими для предоставления публичных cloud-сервисов оборудования. Без этого компаниям проблематично сохранить рентабельность в имеющихся условиях. На практике же это означает, в частности, что возможности провайдеров содержать значительные резервы вычислительных ресурсов стали меньше, что нужно учитывать корпоративным заказчикам.
В теории public cloud позволяет за считанные минуты получить практически неограниченную вычислительную мощность, достаточную для разворачивания любого количества виртуальных инфраструктур, размещения огромных объемов данных и т. д. Однако на практике возможности для масштабирования сервисов «вверх» ограничены, так как запасов вычислительных мощностей у большинства «облачных» провайдеров относительно немного. Поэтому крупным заказчикам лучше планировать объемы потребляемых «облачных» ресурсов хотя бы в кратко- и среднесрочной перспективе, чтобы дать возможность cloud-провайдерам заранее подготовить свои инфраструктуры к предстоящим нагрузкам.
Аналогичная ситуация и с масштабированием «вниз» объема «облачных» услуг — если такое происходит у крупного заказчика, то коэффициент утилизации оборудования у cloud-провайдера уменьшается, что негативно отражается на финансовых показателях компании. Поэтому провайдеры все чаще детализируют в договорах с крупными заказчиками «облачных» сервисов такие параметры как гарантированный объем потребляемых услуг.
«Облака»: от кастомизации до специализации
Сегмент сервис-провайдинга на первое место в развитии направления выводит персонализированный подход, учитывающий особенности бизнеса заказчика, отмечают эксперты Stack Group. Уже прошлый год показал, что всё больше запросов на разворачивание «облачной» инфраструктуры включают создание уникальной архитектуры решений, индивидуальных доработок и создание дополнительных сервисов под узкие задачи. Возможно, универсальные «облака» постепенно уходят в прошлое, предполагают эксперты Gartner, так как все меньше соответствуют требованиям бизнеса из разных вертикальных рынков.
Заметим, что сказанное относится к специфике как рынков, так и отдельных задач. Например, для одних задач нужны аппаратные GPU на стороне «облачного» провайдера, для других они будут избыточны. Особо следует отметить рост ИБ-сервисов, получаемых из «облака». Это предсказуемо. «Количество хакерских атак увеличилось из-за внешних факторов, и у бизнеса появилось больше рисков — репутационных, финансовых и юридических», — говорит Станислав Пятецкий, директор производства ИТ-интегратора AWG.
Cloud-провайдеры пока не являются крупнейшими ИТ-компаниями на российском рынке. Единственным «облачным» провайдером, вошедшим в перечень 30 наиболее успешных компаний на российском ИТ-рынке, стал Cloud.ru, сообщают «Ведомости». Cloud.ru более чем на 75% нарастила выручку в 2022 году по сравнению с 2021 и поднялась в рейтинге с 63 позиции на 29. Но ситуация меняется, поэтому можно предположить, что в рейтинге и провайдер-пионер упрочит свои позиции, и другие cloud-провайдеры появятся.
Вместо заключения
Развитие технологий создает новые цифровые возможности, а благодаря сервис-провайдерам они становятся быстрее доступными для бизнеса, отмечает Алексей Данильянц, генеральный директор Stack Group и M1Cloud.
Проникновение «облаков» будет расширяться, равно как и количество сервисов в этом формате. «Мы ожидаем дальнейшего увеличения числа „облачных“ проектов в различных секторах российской экономики, особенно в сферах торговли, ИТ и финансов, — говорит Сергей Зинкевич, директор бизнеc-юнита» КРОК Облачные сервисы». — Прежде всего растут сами заказчики, и для поддержания темпов роста им необходима надежная инфраструктура и компетенции, которые зачастую сложно нарастить самостоятельно в короткие сроки«.
Заметим, что «облака» являются только одним из вариантов потребления ИТ по сервисной модели, есть и другие варианты «как сервис», популярность которых растет.
«Сейчас большим спросом пользуется сервисная модель: аренда „облаков“, а также аренда волокон и каналов связи, шифрование по ГОСТ как услуга, — отмечает Евгений Крайнов, генеральный директор компании „Телеком биржа“. — Такой подход позволяет компаниям не только компенсировать дефицит кадров, но и переводить часть затрат из капитальных в операционные, а также повышать гибкость бизнеса».
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News
Комментарии закрыты.