Парадоксы и вызовы системной интеграции в России: год 2023-й. Часть II
10 августа 2023 г.
Продолжение. Начало тут
С какими основными проблемами сталкиваются системные интеграторы в России, решая задачу совмещения нового оборудования заказчика с прежними элементами его ИТ-инфраструктуры, аппаратными и программными? Выработались ли уже в среде отечественных интеграторов некие общие критерии, позволяющие сказать, что в данном конкретном случае выгоднее: в очередной раз добиваться пресловутой совместимости с реликтами былого — или же полностью заменить оборудование и ПО (хотя бы на некотором ограниченном участке работ) на доступное и имеющее поддержку в России официально?
Бороться и искать
Сергей Торговцев, заместитель технического директора АМТ-ГРУП, выделяет здесь две основные проблемы: «Использование в ИТ-ландшафте клиента технологий западных разработчиков — и отсутствие в настоящий момент на российском рынке аналогичных продуктов или решений. И если решение второй возможно за счёт параллельного импорта, то для решения первой задачи техническими специалистами в нашей лаборатории создаётся полигон, максимально приближенный к ИТ-инфраструктуре заказчика, на котором мы отрабатываем решения по интеграции. Иногда по результатам данных испытаний приходим к целевому решению, а иногда — совместно с партнёрами в лице российских производителей и клиентами — даже формируем дорожную карту по развитию предлагаемых продуктов».
По словам Анатолия Савинкова, заместителя начальника отдела системной интеграции компании «Абак-2000», одной из основных проблем в плане совмещения с прежней инфраструктурой является использование подписочных сервисов компаний, которые ушли с рынка: «При этом данные продукты продолжают работать у заказчиков, им удобно в них работать, и не всегда они хотят перемен. Но интегрировать в устоявшийся продукт новое оборудование выходит достаточно редко, если вообще удаётся. В каждом конкретном случае требуется тщательная проработка технических решений с заказчиком, уточнение требований и т. д. Если полная замена оборудования и ПО, хотя бы на некотором ограниченном участке работ, на доступное и имеющее поддержку в России официально приемлема для заказчика как с технологической точки зрения, так и с финансовой, то следует рассмотреть этот вариант. Однако если замена может привести к значительным затратам или длительному простою бизнес-процессов, к которым заказчик не готов, то стоит искать пути решения проблемы совместимости».
ИТ-интеграция в процессе трансформации
Сегодня системным интеграторам приходится тестировать огромный ассортимент оборудования и ПО от абсолютно новых вендоров, с которыми нет никакой истории взаимодействия. Все их необходимо пропускать через пилотные и демо-проекты, желательно, во всех возможных комбинациях, что отнимает изрядно времени и ресурсов. Более того, сам процесс поиска и устранения проблем взаимной совместимости значительно усложнился за последние полтора года: замена оборудования западных вендоров достаточно сложна и растянута во времени, а обслуживать данное оборудование надо, и устранять проблемы на стороне клиента тоже приходится по мере их появления. Не следует забывать и о крайней неопределённости со сроками поставки нужных запчастей.
В связи с этим наиболее дальновидные интеграторы укрепляют доверие клиентов к себе, наращивая экспертизу буквально по всем направлениям с опорой на два главных подхода: непрерывное обучение и деятельную практику. Так, специалисты «Абак-2000» успешно реализовали на одном из предприятий холдинга ТМК пилотный проект на чисто российском оборудовании, который уже отрабатывает реальные задачи заказчика. На основе удачных решений, обобщая их опыт, интегратор создаёт и предлагает рынку уже собственные продукты, причём, если какие-то компоненты разрабатываемого решения (например, специализированные контроллеры) отсутствуют в свободном доступе, «Абак-2000» в силах спроектировать и произвести их самостоятельно.
Сегодня интегратор закрывает собственными продуктами целый ряд направлений: это программно-аппаратные комплексы удалённого мониторинга (выявление наледи на проводах, определение параметров почвы для сельхозпредприятий, состояние параметров контактной сети для РЖД и т. д.), программные комплексы на основе машинного зрения (мониторинг параметров промышленных и с/х предприятий на наличие брака, качество упаковки и т. д.). Компания всегда открыта к сотрудничеству и готова обсудить любую взаимовыгодную коллаборацию.
На взгляд Ильдара Закиева, руководителя отдела инфраструктуры компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ), при совмещении нового оборудования с уже существующей ИТ-инфраструктурой системные интеграторы могут столкнуться с двумя основными нюансами: «Во-первых, это потребность заказчика в привычном функционале, желание работать в известном интерфейсе. Во-вторых, совместимость оборудования с другим программным или аппаратным обеспечением. Для поддержания работы привычных функций необходимо выбирать продукты, которые способны максимально закрыть потребность заказчика и при необходимости могут быть усовершенствованы. При обеспечении совместимости важно подобрать ряд иностранных решений, которые смогут корректно работать с уже существующим оборудованием. Если всё-таки реализовать необходимую конфигурацию или функции для заказчика невозможно, то, вполне вероятно, придётся корректировать сами бизнес-процессы».
«У нас есть гибкий набор решений, которые мы применяем, опираясь на политики заказчиков и их стратегии развития инфраструктуры, — замечает Марина Кравченко, коммерческий директор компании Wizard. — Решение о замене или сохранении оборудования принимается совместно с заказчиком, исходя из технико-экономического заключения, в которое вовлечены как технические эксперты, так и финансисты. У нас нет единого общего критерия, и каждый случай рассматривается индивидуально. Иногда стремление к совместимости может быть наилучшим вариантом, тогда как в других ситуациях полная замена оборудования и ПО окажется более предпочтительной стратегией».
Многое определяется тем, считает Максим Кузьменко, директор технического департамента группы компаний «Форт Диалог», насколько сильно интегратор и/или заказчик оказывается завязан на проприетарные протоколы того или иного вендора, на связку этих протоколов или решений между разными внедрёнными прежде решениями: «Мы сталкиваемся с разными подходами. Всё зависит от видения и ИТ-стратегии каждого заказчика; от того, является ли он субъектом КИИ (критической информационной инфраструктуры). В любом случае долгосрочная стратегия должна строиться на базе тех решений, поддержка по которым будет доступна в ближайшие годы. Совместимость базовых решений обеспечивается в большинстве случаев, более специфичные вещи требуют отдельных подходов в каждом отдельном случае».
«Мы исходим из потребностей нашего заказчика и его бюджета, — подчёркивает Александр Фролов, директор коммерческого департамента, компания „СИНТО“. — На старте проекта, после обследования текущей инфраструктуры заказчика, мы предлагаем варианты решения поставленной перед нами задачи. В каких-то случаях помогаем расширить или модернизировать имеющуюся инфраструктуру уже привычным для заказчика оборудованием и производителем, например, с помощью параллельного импорта. В этом случае предлагаем поддержку. В других случаях, когда есть требования внутри организации использовать российское ПО и оборудование, помогаем в организации тестовых сред и в выборе импортозамещающих вендоров».
Тестирование на совместимость продуктов и технологий, напоминает Сергей Назаров, заместитель генерального директора CTI по сервису, — процесс трудоёмкий и долговременный: «Это отражается на возможностях одновременной реализации многих проектов и их себестоимости. Опция полноценной замены инфраструктуры на новую — это выбор, который заказчик совершает „кошельком“. Пока, с учётом объёмов эксплуатируемой у нас иностранной инфраструктуры, чаще выбирается гибридная модель, где заменяются только критические продукты. Как правило, это связано с невозможностью получать поддержку и обновления прикладного или системного программного обеспечения».
«Процесс перехода на новое оборудование и ПО чётко разделился на три основных этапа, — свидетельствует Евгений Фонин, директор по развитию стратегических направлений компании „Импульс Телеком“. — На начальном этапе нашей главной проблемой было недоверие заказчиков к новым производителям, которые заменяли прежних. Мы тратили много времени и усилий на убеждение заказчиков в необходимости сотрудничества для поиска рабочих решений. Второй этап был наиболее сложным, так как на рынок вышли множество новых производителей. Этот этап стал наиболее трудоёмким, поскольку требовал проведения множества презентаций, тестирований и пилотных решений. Именно на этом этапе как раз и встал вопрос о доработке совместимости и целесообразности полной замены».
«Сейчас, — продолжает эксперт, — мы находимся на третьем этапе: принятия решений. Однако нет однозначного ответа на вопрос о том, что выгоднее в конкретном случае — продолжать добиваться совместимости или полностью заменить оборудование и ПО. Скажу лишь, что наиболее активно запускаются в работу и продвигаются проекты, где заказчик имеет возможность внедрять новое оборудование и ПО на новых рабочих местах и филиалах, где можно построить инфраструктуру „с нуля“. Такие компании активно тестировали новые решения на втором этапе и теперь стремительно опережают конкурентов в росте и развитии. В будущем они могут принять решение полностью заменить инфраструктуру — или что-то оставить, добиваясь совместимости. И всё-таки я склоняюсь к тому, что решение в пользу полной замены ИТ-инфраструктуры принято будет, пусть и растянутым во времени».
«Решение о замене оборудования или дальнейшем достижении совместимости принимается в зависимости от многих факторов, включая бюджет, требования функциональности, готовность персонала к обучению, долгосрочные перспективы, с учетом особых потребностей и ограничений заказчика, — говорит Андрей Самохин, директор сервисного департамента STEP LOGIC. — Выделю несколько основных критериев, которыми мы руководствуемся в таких проектах:
- Совместимость решений. Несмотря на то, что „новое“ оборудование и ПО должно выполнять „старые“ функции, нюансы совместимости все равно возникают. И связано это, в первую очередь, с организацией логики работы конкретной ИТ-инфраструктуры. К сожалению, нельзя просто так взять и добавить новую сущность в ИТ-контур, переключив весь поток данных на нее. Мы, как правило, используем принцип последовательного перехода с одной платформы на другую, чтобы обеспечить максимально возможное снижение рисков на бизнес заказчика.
- Интеграция данных. Новое оборудование может требовать интеграции с существующими базами данных или другими системами. Это может быть непростой задачей, особенно если они используют разные форматы или протоколы обмена данными.
- Обучение и поддержка персонала. Чтобы эффективно использовать новое оборудование, может потребоваться обучение персонала. Необходимо также обеспечить поддержку и обслуживание нового оборудования в долгосрочной перспективе.
- Финансовые затраты. Совмещение нового оборудования и ПО с существующей инфраструктурой может быть дорогим процессом. Обновление существующей инфраструктуры или полная замена оборудования может также требовать значительных инвестиций, поэтому рекомендуем оценить всевозможные факторы затрат в привязке к
5-летней ТСО-модели, наглядно демонстрирующей движение инвестиций в разрезе этапов подготовки, внедрения и поддержки новых решений».
Как считает Дмитрий Басистый, директор департамента стратегии и развития компании Rubytech, российские ИТ-ландшафты за последние полтора года успели жёстко сегментироваться на дособытийные (базирующиеся на западных решениях) и послесобытийные (на отечественных продуктах): «Моя „индивидуальная инвестиционная рекомендация“ такова: остановить свой выбор на тех продуктах, которые будут доступны для использования на территории РФ всегда. Строить новые ИТ-ландшафты, переходить на них — и впредь со всем этим жить».
В этой связи Алексей Пилипчук, директор управления реализации сервисов ГК Softline, отмечает определённую зрелость отечественной продукции: «Практически повсеместно она отвечает международным стандартам, поддерживая общепринятые протоколы. Базовые проблемы совместимости если и встречаются, то скорее в каких-то обособленных случаях. Например, даже на уровне общепризнанных мировых вендоров случались проблемы с совместимостью, несмотря на стандартизацию, — так было со стандартом 802.11b и последующим созданием WECA, переродившегося в Wi-Fi Alliance. На практике в каждом конкретном случае мы исходим из поставленной задачи и интересов нашего заказчика. Как правило, всегда есть на выбор несколько вариантов её решения, — и мы подыскиваем наиболее подходящий».
(Продолжение следует)
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
Комментарии закрыты.