Парадоксы и вызовы системной интеграции в России: год 2023-й. Часть III
17 августа 2023 г.
Разносортица комплектующих даже в пределах формально одной и той же серии поставляемых ИТ-продуктов, вопросы совместимости никогда прежде не работавших вместе устройств, отсутствие доступа к стандартному для той или иной области ПО диагностики и администрирования, непредсказуемый уровень сервиса новых вендоров, не отлаженная пока ими система сертификации внешних специалистов — лишь малая часть тех вызовов, с которыми сталкиваются системные интеграторы, нацеленные на углубление и развитие сотрудничества с импортозамещающими вендорами.
Всё богатство выбора
Все перечисленные направления работы крайне важны, но сегодня для заказчиков — в этом уверен Анатолий Савинков, заместитель начальника отдела системной интеграции компании «Абак-2000», — основными являются обеспечение совместимости с более широким кругом сторонних устройств и платформ и предоставление удобного ПО диагностики и администрирования: «Именно по этим направлениям интегратору нужно совершенствоваться максимально быстро».
По словам Сергея Торговцева, заместителя технического директора АМТ-ГРУП, сейчас российские производители предлагают рынку не что-то новое и высокотехнологичное, а в первую очередь аналоги зарубежных решений — плюс то, что смогли вывести на рынок за столь короткий промежуток времени: «Да, мы видим на рынке появление различного сетевого оборудования, серверов, СХД, но эти продукты в лучшем случае повторяют импортные аналоги. Если же посмотреть, что предлагали рынку мировые лидеры в последнее время, то это были не просто продукты. Это были комплексные, высокотехнологичные и высоконадёжные решения, обеспечивающие не только замену одной „коробки“ на другую, но и новые технологии, позволяющие повышать эффективность, защищённость — и в то же время удобство эксплуатации всей ИТ-инфраструктуры».
Алексей Изосимов, технический директор кластера Т1:
Во многих крупных российских компаниях уже запущены масштабные программы импортозамещения. Участвуя в их реализации, мы в Т1 видим, что в российском системном ПО, например, в системах виртуализации или почтовых сервисах реализована преимущественно базовая функциональность, и дополнительные возможности, к которым уже привык бизнес, зачастую отсутствуют. Это объясняется тем, что российским ИТ-компаниям сейчас приходится пройти сложный путь по разработке решений и адаптации к требованиям заказчика за короткий период.
Однако «функциональная сдержанность» с лихвой окупается клиентоориентированным подходом. Скорость и чуткость, с которой российские вендоры реагируют на запросы заказчиков, действительно впечатляет. Они готовы на лету проводить изменения и дорабатывать решения. Поэтому крайне важно, чтобы вендор принимал непосредственное участие в реализации проекта перехода — это влияет на его сроки и качество.
При этом есть ниши, где российских аналогов совсем нет, но разработчики и интеграторы все равно находят решения. Например, при замене высокоскоростных систем хранения данных выбирать сейчас практически не из чего. Однако этот технический дефицит преодолевается за счет гиперконвергентных решений: они базируются на достаточно недорогой ИТ-инфраструктуре, в том числе Х86-серверах, а высокая производительность обеспечивается благодаря программным решениям, основанным на технологиях виртуализации и программно-определяемых хранилищ.
В любом случае процесс такого перехода — сложный и дорогой, требующий отдельной инвестпрограммы. Так, например, замена у крупных заказчиков решений от VMware или Citrix на российские аналоги требует нескольких лет и миллиардных затрат.
Многие компании выбирают стратегию поэтапного импортозамещения оборудования и системного ПО. Причем не всегда выбор делается в пользу исключительно российских решений. Частные компании рассматривают, в том числе, возможность перехода на альтернативные решения тех поставщиков, которые остались на рынке или открыли его для себя, например, компании из КНР. Ряд коммерческих компаний и вовсе заняли выжидательную позицию и внимательно наблюдают за рыночными тенденциями: от скоропалительных решений удерживают уже вложенные большие инвестиции в цифровизацию. Это немного ограничивает платежеспособный спрос на российские ИТ-решения и их дальнейшее развитие. Так же многие российские ИТ-компании столкнулись с дефицитом ИТ-специалистов, что является сдерживающим фактором быстрому наполнению рынка отечественными решениями с высокой степенью зрелости.
Таким образом, реальный срок импортозамещения в ИТ растягивается до
5-7 лет.
Как считает Александр Фролов, директор коммерческого департамента, компания «СИНТО», импортозамещающим вендорам следует направлять усилия в первую очередь в сторону повышения надёжности выпускаемого ПО и оборудования, расширения функциональности ПО, снижения себестоимости и развитие партнёрского канала.
Любой серьёзный производитель, как напоминает Алексей Пилипчук, директор управления реализации сервисов ГК Softline, осознаёт, что надёжность, стабильность, совместимость, прогнозируемое поведение производимой им продукции — необходимые условия для успешной конкуренции: «И чем более востребована функциональность его продукции, тем выше эти требования. В противном случае заказчик выберет „на полке“ решение более расторопного соседа».
«Российские вендоры активно начали использовать классическую двухуровневую систему поставки через партнёров, работать в тесном взаимодействии с партнёрами, повышать их компетенции и помогать в вопросах технической поддержки, — свидетельствует Евгений Фонин, директор по развитию стратегических направлений „Импульс Телеком“. — Система сертификации партнёров также начинает появляться у всё большего количества вендоров. В общем и в целом, вектор развития отношений партнёр-вендор наметился верный. Рынок ИТ прекрасно помнит, как было; знает как надо, — и сам в конце концов придёт к наиболее эффективной модели». Отдельно эксперт обращает внимание на то, что государство очень активно помогает развитию ИТ-отрасли, выделяет много субсидий, запускает всевозможные программы поддержи ИТ-отрасли: «Под эти все программы и субсидии чуть ли не все вендоры начали гонку за попадание в Реестр Минпромторга. Началась битва за „самое импортонезависмое из всех импортонезависимых“ ПО и оборудование».
Но в пылу начавшейся гонки вендоры, предупреждает эксперт, рискуют забыть о том, что помимо государственных предприятий и организаций с большими выделенными бюджетами существует огромное количество частных коммерческих организаций, которые также нуждаются в ИТ-оборудовании и ПО — и что у них, возможно, могут быть как другие потребности и задачи, так и другие требования: «А есть ещё обычные частные пользователи, у которых тоже есть свои предпочтения и потребности. Это вообще очень капризный рынок, и тут нужно быть готовым мгновенно реагировать и быть готовым к изменениям. На мой взгляд, было бы хорошо, если бы весь ассортимент импортозамещающих вендоров чётко поделился бы на 3 классических рынка — B2G, B2B и B2C. И в каждом из этих сегментов пусть появляются свои лидеры, свои новаторы и тренды. И чтобы активная конкуренция шла бы только внутри каждого сегмента. Вендорам нужно понять, в каком сегменте рынка они могут и хотят работать и стремиться стать там лучшим, ведущим, крупнейшим и т. д. Тогда каждый будет заниматься своим делом — и станет профессионалом в своей нише; и все потребители получат со временем идеальный продукт».
Дмитрий Басистый, директор департамента стратегии и развития компании Rubytech, рекомендует отечественным производителям решить две глобальные проблемы: «Первая — отсутствие комплексных линеек продуктов. Прежде всего это сетевое оборудование. Сегодня построить полноценную сетевую инфраструктуру полностью на отечественных продуктах (здесь я даже не говорю о продуктах одного российского производителя) просто нельзя. И вторая — зачаточный сервис. Стоит отказаться от подхода „вас много, а я одна“ и начать слушать заказчиков и интеграторов: приступить к формированию дорожных карт, исходя из реальных потребностей рынка».
«В первую очередь, мы как партнеры нуждаемся в качественной сервисной поддержке, — говорит Андрей Самохин, директор сервисного департамента STEP LOGIC. — Сервис импортозамещенных вендоров должен быть максимально клиентоориентированным: партнеры должны быстро получать комплектующие для замены, обновления ПО в случае возникновения багов, включаться в карту развития продуктов. Во-вторых, необходима понятная, полная и выверенная документация, по которой партнер самостоятельно сможет разобраться с внедрением решения любого уровня сложности, не прибегая к постоянной помощи технической поддержки вендора. В-третьих, нужен обмен опытом. Некоторые вендоры сейчас формируют комьюнити и площадки для обмена опытом, где можно найти много полезной информации о методах выбора, тестирования, внедрения и поддержки как их решений, так и смежных систем. Нелишними будут и программы обучения и развития по новым решениям, а также сертификация, которая позволяет оценить степень зрелости и опытности специалистов, их компетенции на рынке. Конечно же, каждый вендор должен определить свои приоритеты в соответствии с рыночными требованиями и потребностями клиентов».
Чтобы устранить «разносортицу», справедливо указывает Сергей Назаров, заместитель генерального директора CTI по сервису, необходимо организовывать целую индустрию по собственному производству микроэлектроники и соответствующих комплектующих в РФ: «Движение в этом направлении есть, но процесс явно затянется».
Максим Кузьменко, директор технического департамента группы компаний «Форт Диалог», добавляет, что большинство импортозамещающих вендоров ещё не выстроили процессы обучения и сертификации ИТ-специалистов — а ведь это действительно очень важно: «Устранить разносортицу комплектующих довольно проблематично; здесь нужно объединять усилия производителей, что в условиях конкурентной среды не так-то просто, а вот унификация на программном уровне более реальна — и здесь всё более-менее движется в правильном направлении».
Окончание следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
Комментарии закрыты.