Предприятия Индонезии ищут альтернативу дорогим западным ИТ-решениям

5 декабря 2024 г.

Увеличить

Рис. 1. Основные цифры, характеризующие рынок кибербезопасности Индонезии. Источник: Вебинар Минпромторга РФ и Торгпредства России в Индонезии, 27 ноября 2024 г.

Увеличить

Рис. 2. Умные сущности, развитие которых может стать предметом сотрудничества между ИТ-специалистами России и Индонезии. Источник: Вебинар Минпромторга РФ и Торгпредства России в Индонезии, 27 ноября 2024 г.

Об этом в ходе вебинара «Потребности целевых рынков Индонезии», состоявшегося 27 ноября, рассказал «цифровой атташе» торгпредства России в Индонезии Иван Дронов. До этого торговый представитель России в Индонезии Александр Масальцев напомнил участникам вебинара, что Республика Индонезия по численности населения (280 млн человек) занимает четвертое место в мире, а повсеместное внедрение цифровых технологий рассматривается правительством этой страны в качестве важнейшего драйвера экономического роста. При этом на повестке дня остаются задачи реформирования законодательной базы, которая традиционно несколько отстает от технического прогресса, подготовки квалифицированных кадров и развитие инфраструктуры.

По словам Александра Масальцева, за последние несколько лет российские компании поставили в Индонезию ряд продвинутых технологий. Включая ПО для цифровизации банковского сектора, платформу для создания умных голосовых роботов для бизнеса на основе технологий искусственного интеллекта, решения в сфере кибербезопасности и так далее. Ожидается, что в ближайшем будущем наиболее активными развивающимися отраслями цифровой экономики Индонезии станут сервисы по онлайн-страхованию, управлению финансами, цифровые кредитные платежные инструменты. Решения на основе искусственного интеллекта, а также в сфере умного города, кибербезопасности, онлайн-образования будут все более востребованы среди индонезийских государственных предприятий и частного бизнеса. Г-н Масальцев также отметил, что торгпредство поддерживает стремление российских компаний по выходу на рынок Индонезии, но предупредил, что на этому пути их могут ждать как явные, так и скрытые барьеры.

Об ИБ-решениях

По мнению Ивана Дронова, наиболее актуальной нишей для продвижения российских ИТ-компаний в современной Индонезии является кибербезопасность: «В этом плане Индонезия, конечно, следует общемировому тренду. С точки зрения позиций Индонезии в национальном индексе кибербезопасности, она сейчас находится на 49-м месте, отставая от соседей региона. С точки зрения расходов, которые Индонезия тратит на одного сотрудника в области кибербезопасности, в 2024 г., например, этот показатель составляет 16 долл. Если сравнить с Россией, то он в целом в 3 раза меньше. Но если сравнить, например, со странами СНГ, то он зачастую в 2-3 раза больше (рис. 1).

Хотелось бы отметить, что в Индонезии, как и во многих других странах, банковский и государственный секторы чаще всего подвергаются кибератакам. И в этом смысле показательной стала кибератака на крупнейший индонезийский банк Bank Syariah Indonesia, работающий на основе исламских финансовых принципов (включая отказ от процентов, спекуляций и вложений в запрещённые сферы). Клиентами банка являются 18 млн индонезийцев. В результате кибератаки хакеры получили информацию о счетах 15 млн клиентов банка и о 20 тысячах его сотрудников. Вдобавок клиенты банка по сути на неделю были отрезаны от всех базовых операций, которые можно совершать в онлайн-банке. Впрочем, не только банковская сфера, но и другие государственные агентства и ведомства регулярно сталкиваются со сложностями при защите своей инфраструктуры».

В Индонезии существует закон о защите данных, рассказывает Иван Дронов: «В соответствии с законом Государственные и частные обработчики данных обязаны запрашивать разрешение на сбор персональных данных и их обмен. Закон обязывает предоставлять пользователям разъяснительную информацию о целях и способах использования данных. Кроме того, индонезийские компании и ведомства также обязаны прилагать усилия для обеспечения цифровой безопасности, в том числе путём создания надёжных систем защиты данных. Этот закон является некоторым таким аналогом подобного закона, принятого в Европейском союзе. В полную силу он вступил буквально недавно, в октябре 2024 г.

С точки зрения актуальных потребностей в решениях по кибербезопасности Индонезия мало чем отличается от других развивающихся рынков. Три наиболее актуальных направления на данный момент — это средства защиты инфраструктуры, защиты сетей и защиты данных. В целом, хотелось бы отметить, что в Индонезии прослеживается достаточно заметный перекос в сторону запросов именно в продуктах.

У ряда крупных клиентов уже имеются собственные SOC, но они по-прежнему заинтересованы в ряде сопутствующих технологий; например, в системе управления информационной безопасностью, так называемой CIEM. То, что в настоящее время предоставлено и поставляется на индонезийский рынок, те же, например, решения IBM, неоправданно дороги для индонезийцев, и, естественно, они всегда будут искать альтернативу, которая не будет уступать по качеству, но, естественно, будет несколько дешевле.

Среди некоторых других решений, я бы отметил, наверное, актуальность решений SD-WAN по управлению сетью и передаче данных между центром и филиалами, например. Но важно понимать, что большое число иностранных вендоров уже давно представлены на индонезийском рынке. Они активно вкладываются в маркетинг и развивают свою сеть продаж. Однако корень проблемы лежит не всегда в технологиях, а в людях, которые работают с этими решениями».

Многие индонезийцы в реальности не сильно переживают о вопросах конфиденциальности данных и вопросах безопасности и прочего, отмечает Иван Дронов: «То есть, если вы пообещаете индонезийцу сервис или услугу бесплатно, он вам предоставит абсолютно все — адреса своего емейла, номер телефона, почтовый адрес. Он отдаст вам все, что у него есть. В целом уровень цифровой гигиены в Индонезии на достаточно низком уровне. Крупные заказчики, банки, телеком-сектор и другие заказчики пачками закупают решения по безопасности от различных вендоров.

Естественно, они сильно ориентируются на международные рейтинговые агентства, например, Gartner или IDC. Абсолютно не понимая, что весь этот пул из различных решений как-то необходимо друг с другом связывать, интегрировать, правильно использовать и т. д. Поэтому здесь у наших разработчиков ПО есть преимущество в том, что мы уже не первый год разрабатываем комплексные решения для построения тех же стеков. И готовы обучать людей не только, как работать с нашими решениями, но и как в целом повысить уровень цифровой грамотности».

Об «умных сущностях»

Отметил г-н Дронов другие возможные направления сотрудничества между ИТ-специалистами России и Индонезии: умный город, умный транспорт, умное образование, умную медицину, умную энергетическая систему, умное водоснабжение и т. д. (рис. 2). Разумеется, технологии создания всех перечисленных выше умных сущностей тесно переплетаются с технологиями обеспечения их безопасности. Иван Дронов считает, что, например, систем общественной безопасности в стране катастрофически не хватает: «В Индонезии в крупных городах камеры есть, но их и не так много, и к ним не привязаны интеллектуальные системы аналитики. Поэтому полиции в ряде случаев достаточно сложно ловить преступников. Наши технологии, в частности в сфере видеоаналитики, регулярно признаются передовыми, уже внедряются во многих странах, не только в России и СНГ. Поэтому, на мой взгляд, это направление является одним из наиболее перспективных».

О нишах в области «умной медицины» Иван Дронов говорит так: «Систем аналогичных нашей ЕМИАС в Индонезии нет. И это тоже очень интересное направление. Учитывая, что Индонезия является достаточно открытым рынком, мировые лидеры медтеха уже давно тут как тут. Многие крупнейшие производители в сфере медтеха, тот же General Electric, тот же Philips, уже давно работают на этом рынке и сильно активизировались в ковид, когда ускорили массовую поставку своего профильного оборудования, в котором уже прикручен искусственный интеллект. Поэтому российские разработчики подобных решений, конечно, должны учитывать такую конкуренцию».

Основные рекомендации

Основные рекомендации по выходу на ИТ-рынок Индонезии «цифровой атташе» формулирует так: «Очень важно иметь локализованный сайт и локализованные презентационные материалы о компании. Никаких успехов без этих шагов, мне кажется, ждать не следует. Готовность к гибкому ценообразованию на поставляемые решения тоже является немаловажным фактором. Дело в том, что платежеспособность бизнесов здесь ниже, чем в России. Крупные бюджеты есть только у банков и телеком-сектора. По остальным направлениям ситуация сильно сложнее. В Индонезии отсутствует практика выделения государственных субсидий при закупке иностранных решений.

В Индонезии в настоящее время отсутствуют свободные экономические зоны, ориентированные на ИКТ. Большинство этих зон ориентированы скорее на промышленность. И ещё одна немаловажная деталь: в Индонезии отсутствует задача по импортозамещению. Поэтому здесь решение должно выживать, скажем так, в абсолютно открытом рынке и составлять достойную конкуренцию с мировыми лидерами. Индонезийцам абсолютно неважно, откуда закупать решения. Из России, США, Китая, даже из Израиля. По моему опыту, порядка 90% наших ИТ-компаний снижают стоимость программного обеспечения при выходе на индонезийский рынок».

Вместо послесловия: данная публикация является продолжением наших рассказов о нишах экономик Китая, Кубы, ОАЭ, Уругвая и Парагвая, которые основаны на вебинарах, проводимых (при поддержке АНО «Цифровая экономика») Департаментом цифровых технологий Минпромторга РФ и Торговыми представительствами России в странах, находящихся в зоне интересов «цифровых атташе».

Источник: IT Channel News

Комментарии закрыты.