Серверы и СХД для коммерсантов: локальные, в облаке, гибридные? Часть II
12 октября 2023 г.
Окончание. Начало тут
Кому, как не участникам ИТ-канала, понимать на собственном непростом опыте: заказчику чаще всего нужно не инфраструктурное ИТ-оборудование как таковое, а решение определённых задач с его помощью. И тут чрезвычайно сложно обойтись без специализированного ПО, — официально доступный в России ассортимент которого сегодня совсем не тот, что в самом начале
Не «железом» единым
По словам Владимира Попова, директора департамента инфраструктуры информационных систем АМТ-ГРУП, современная ИТ-инфраструктура — это, большей частью, и есть программное обеспечение: «Даже если не рассматривать облачную модель и концепции вроде программно-определяемого дата-центра, программное обеспечение в общем объёме затрат на ИТ превышает аппаратные компоненты. Невозможность покупать и поддерживать привычное инфраструктурное или прикладное программное обеспечение является наиболее чувствительным следствием санкций. И, да, каждое предприятие ищет приемлемые варианты удовлетворения таких потребностей самостоятельно. Кто-то отказывается от части функциональности, кто-то заключает контракт на поддержку оборудования и ПО ушедших вендоров с системным интегратором, имеющим штат специалистов, обладающих требуемыми компетенциями».
С тем, что вопрос нехватки российского ПО для аппаратных решений стоит ещё более остро, чем дефицит компонентов, соглашается Роман Гоц, генеральный директор DатаРу: «Государство ставит задачу в ускоренном темпе перевести всю критически важную ИТ-инфраструктуру в ключевых отраслях на полностью импортонезависимые продукты, но сделать это крайне сложно — и мы видим, что тот же финтех, который в России находится на технологическом фронтире, просит отложить выполнение этой задачи. В России достаточно активно ведётся разработка ПО на замену ушедшим западным продуктам, но для их развёртывания на отечественном оборудовании требуется дополнительная работа. Чтобы решить проблему совместимости ПО и базовой ИТ-инфраструктуры, в ближайшие
Если коммерческий заказчик предпочитает продолжать эксплуатировать привычное серверное ПО, он может пойти и на перенос части бизнеса в нейтральные/дружественные государства, — однако это далеко не общее правило: «Мы работаем на рынке государственных корпоративных заказчиков, и они продолжают деятельность в России, — свидетельствует Максим Терещенко, руководитель департамента управления проектами Delta Computers. — Мы не разрабатываем ПО, но прекрасно понимаем, что есть классы систем, где российские решения существенно уступают зарубежным аналогам. Со своей стороны делаем, что можем, — то программное обеспечение, которое есть, тестируем с нашим оборудованием, чтобы перед заказчиком, у которого стоят задачи по миграции на импортозамещённое ПО, не вставали проблемы совместимости ПО и серверной инфраструктуры».
Инженеры отдела системной интеграции компании «Абак-2000» не согласны с тезисом, что заказчикам в России никак не удаётся подобрать соответствующее серверное ПО: «На сегодняшний день на рынке программного обеспечения для бизнес-процессов достаточная большая конкуренция среди отечественных разработчиков. Ассортимент российского серверного ПО в связи с уходом крупных западных производителей только увеличивается. Не стоит забывать и про решения Open Source, использование которых за последнее время увеличилось в несколько раз. Конечно некоторые бизнес-процессы приходится немного корректировать при отказе от импортного ПО, — но и наши разработчики часто идут навстречу клиентам, корректируя свои продукты под нужды заказчиков».
Анна Чернякова, вице-президент OCS Distribution, также считает, что наше импортозамещение на уровне ПО продвинулось дальше аппаратной части: «Хотя, конечно, какие-то вопросы совместимости или работоспособности — например, по ПО в области хранения или виртуализации, — есть. Также, несомненно, вопросы перевода компании, особенно крупной, на новую систему (CRM, ERP, да вообще замена любого привычного приложения), — это всегда очень болезненно. Чем крупнее компания и чем дольше строились её бизнес-процессы, тем сложнее осуществить переход».
«Мы можем и готовы собирать кастомные CTO-решения, а также расширять наш пул сертифицированного к установке ПО для нужд клиентов», — информирует Марина Полянская, директор IT-департамента HIPER, подчёркивая, что вендор готов предустанавливать на серверы основные ОС: как российские дистрибутивы («Астра», «Альт Линукс», РОСА, «РедОС»), так и решения Microsoft.
Выход — в облаках?
Логичным представляется в нынешних российских реалиях рост популярности аутсорсинга ИТ-инфраструктуры среди коммерческих заказчиков: с тем, чтобы снять с клиента непрофильные затраты — на развёртывание и обслуживание серверного «железа», инсталляцию и поддержку ПО, обучение высококвалифицированных ИТ-специалистов и пр. И действительно, соглашается Владимир Попов, сама идея облаков подразумевает перераспределение зон ответственности между потребителем ИТ-ресурсов и поставщиком: «Покупая услуги облака, потребитель перекладывает на поставщика большую часть проблем поддержки оборудования и ПО. И, казалось бы, сложившаяся сейчас ситуация должна подталкивать предприятия к переходу на облачную модель, — но почему-то мы не наблюдаем заметного всплеска интереса к облакам. Т. е. в той или иной мере облаками пользуются все, но отказываться от собственной инфраструктуры предприятия не спешат. Заметная доля предприятий, которые сейчас строят свою инфраструктуру в облаке, — это бывшие филиалы западных компаний. Они часто не имели собственной ИТ-инфраструктуры, и для них переход с ресурсов головной компании в облако является наиболее быстрым способом построить такую инфраструктуру без существенных капитальных вложений».
Крупные заказчики, по свидетельству Максима Терещенко, продолжают поддерживать локальную инфраструктуру: «Здесь важно разделять: дата-центры каждая крупная компания не строит; пользуется услугами централизованных провайдеров. Но именно инфраструктура, как правило, у заказчика своя — даже если не размещается в принадлежащем ему дата-центре. Потому что, в первую очередь, это вопрос безопасности, — а крупные компании не могут позволить себе поступаться безопасностью».
И заказчики, и частные пользователи уже лишились одномоментно множества облачных сервисов, в том числе и тех, которые были предоплачены ранее, — об этом говорит Анна Чернякова, подчёркивая, что зачастую прекращение сотрудничества происходило безо всяких компенсаций со стороны остановивших обслуживание вендоров: «Что отнюдь не укрепило доверие заказчиков к вопросу передачи своих данных во внешнее облако. Однако многие ИТ-процессы крупного предприятия поддерживаются с помощью внешних аутсорсеров — и это, несомненно, живое направление бизнеса. Сервисное обслуживание, мониторинг сетей, каналов связи, процессов, колокейшн, аренда приложений, частные облака — это всё активно используется».
Каждое инфраструктурное ИТ-решение решение должно строиться, исходя из потребностей данного конкретного заказчика, — так считают инженеры отдела системной интеграции компании «Абак-2000»: «Необходимо проанализировать трудозатраты персонала на обслуживание ИТ-инфраструктуры, оценить себестоимость оборудования, монтажа и интеграции его в существующую систему. Ситуации бывают разные: некоторым заказчикам гораздо спокойнее, когда они контролируют обеспечение бесперебойной работы своей инфраструктуры и бизнес-процессов самостоятельно, хранить персональные и конфиденциальные данные в „своей серверной“. А некоторые, наоборот, предпочтут передать решение технических вопросов на аутсорс — и углубятся в решение более насущных им проблем. Встречаются и гибридные схемы: когда первостепенные сервисы и данные расположены на собственных серверах, а второстепенные сервисы отдаются на обслуживании облачным провайдерам».
Полезные гибриды
Раз недвусмысленного тренда на полную миграцию в облака коммерческие заказчики ИТ-инфраструктуры в России не демонстрируют, означает ли это, что они приняли решение наглухо закрыть свои данные в локальных ЦОДах и серверных? Вовсе нет: гораздо разумнее делать ставку на промежуточный, гибридный режим эксплуатации доступных вычислительных ресурсов. «Такие свойства облачной инфраструктуры, как эластичность, масштабируемость и оплата услуг по мере потребления, являются очень привлекательными в борьбе за эффективность, — отмечает Владимир Попов. — Предприятия часто выносят в облака разработку и тестирование ПО, хранят в облаке резервные копии, и используют облачные ресурсы для сглаживания пиков нагрузки. Некоторые наши заказчики используют облачные ресурсы для специализированной аналитики: развернули инфраструктуру, посчитали, „слили“ данные, освободили ресурсы. Оплата только за потреблённые ресурсы».
«Наши заказчики в основном предпочитают использовать локальные вычислительные мощности и хранение данных непосредственно в личной серверной стойке, — свидетельствуют инженеры отдела системной интеграции компании „Абак-2000“. — Облакам чаще доверяют обработку некритичных бизнес-процессов».
В любом случае, следует различать «запрос рынка», в некотором роде отвлечённый, непредметный интерес, — и реальный рыночный спрос на ту или иную услугу, в том числе на гибридное облако. Анна Чернякова задаётся вопросом: как долго необеспеченный деньгами запрос существует в виде «чистого» интереса, прежде чем трансформируется в закупку чего-то иного (в рамках бюджета) или переформатируется в запрос на другой продукт? «Да, несомненно, гибридная ИТ-инфраструктура популярна и будет популярной у достаточно широкого круга заказчиков. Но говорить об „усиливающемся запросе“ со стороны заказчиков на какие-либо проекты/решения сейчас я бы не стала. Спрос на ИТ-рынке определяется, например, и курсом доллара тоже, а он отнюдь не стимулирующий под конец года, как и возросшая ключевая ставка, при этом отечественные ИТ-продукты имеют в своём составе существенную долю импортных компонентов. Плюс отсутствие точной аналитики и статистики по рынку ИТ и закупкам не дают делать глобальных рыночных выводов о трендах», — заключает эксперт.
Дальше — больше?
Какими в целом видятся нашим экспертам перспективы и тренды инфраструктурного сегмента ИТ-рынка в России? «Я стараюсь смотреть на вещи оптимистично и верю, что рано или поздно мы адаптируемся к этой ситуации, — говорит Владимир Попов. — Я понимаю, что в части ИТ мы (Россия) объективно маленький рынок, — меньше 1% мирового. И мы не сможем сделать свой Intel, Dell или AWS — просто потому, что на локальном рынке вложения не окупятся, а наружу нас не пускают. Но мы уже делаем серверы и сетевое оборудование, у нас уже есть неплохие решения в части общесистемного ПО, виртуализации, программных СХД и пр. У нас есть отличные публичные облака от „Яндекса“ и Mail.ru/VC. Собственно, сейчас от нас требуется быстро адаптироваться под меняющиеся условия, приоритизировать потребности — и уметь решать задачи в условиях ограниченных ресурсов».
«Замещение ушедших серверных программных решений отечественными так или иначе случится, — считает Максим Терещенко. — Это, наверное, первый пункт из списка, который в России произойдёт. Облачные провайдеры будут развиваться, но уход в облака не станет всеобъемлющим трендом».
Как указывает Анна Чернякова, развитие тех же Azure и AWS было обусловлено в том числе и объёмом потенциального рынка: «На момент появления этих компаний потенциально им был доступен практически весь мировой рынок. Нашим облачным провайдерам о таком мечтать, увы, не приходится. В настоящее время прогнозы строить сложно, инновации живут не сами по себе: они во многом — производная от других процессов. Несомненно, отечественный ИТ-рынок будет развиваться, а ИТ-компании — расширять спектр отечественных решений, но насколько быстро и успешно — сложно сказать».
Инженеры отдела системной интеграции компании «Абак-2000» убеждены, что крупные российские облачные провайдеры всё-таки смогут удовлетворить спрос со стороны локальных заказчиков — но в будущем: «Такие гиганты, как Azure и AWS, намного старше, поэтому нужно немного подождать — и отечественное облако станет не хуже упомянутых западных. Всё по силам, если сохранятся каналы поставки микроэлектроники. В целом перспективы и тренды инфраструктурного сегмента ИТ-рынка в России положительные: сейчас идёт стадия активного роста по всем направлениям».
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
Комментарии закрыты.