Ускорение замещения: что задерживает переход на российское ПО? Часть V
20 ноября 2024 г.
Сильная сторона западных разработчиков программных решений — это огромный опыт, что накапливался десятилетиями. Российским же их коллегам, стремящимся поднять качество своих продуктов до общемирового, прекрасно знакомого и памятного каждому заказчику уровня, приходится преодолевать тот же путь куда как быстрее. Справляются ли они с этим?
А опыт придёт
Преодоление разрыва в качестве между отечественным и зарубежным ПО, уверен Антон Шаховский, ИT-директор ООО «Электрорешения», представитель бренда EKF в России, — сложная задача. «Она требует времени и системного подхода:
- Временные рамки: реалистичный срок для существенного сокращения разрыва может составлять от 5 до 10 лет, в зависимости от сегмента ПО.
- Необходимые меры:
- Значительное увеличение инвестиций в НИОКР.
- Создание эффективных механизмов обратной связи с пользователями.
- Стимулирование конкуренции между отечественными разработчиками.
- Привлечение и удержание талантливых специалистов.
- Сотрудничество с академическим сектором и поддержка образовательных программ.
- Фокус на инновации: важно не просто копировать существующие решения, а создавать инновационные продукты, учитывающие специфику российского рынка.
- Государственная поддержка: необходимы не только финансовые стимулы, но и создание благоприятной регуляторной среды для развития ИТ-отрасли.
- Международное сотрудничество: несмотря на текущие ограничения, важно поддерживать связи с международным ИТ-сообществом для обмена опытом и технологиями.
- Поэтапный подход: концентрация на ключевых направлениях и постепенное расширение спектра конкурентоспособных решений.
Важно отметить, что в некоторых нишах российское ПО уже сейчас может конкурировать с западными аналогами. Этот опыт необходимо изучать и масштабировать на другие области».
Алексей Дьяков, менеджер по работе с клиентами Guardant, Компания «Актив»:
Период наиболее активного импортозамещения стал испытанием не только для компаний, столкнувшихся с необходимостью отказа от зарубежных решений, но и для поставщиков российских решений, поскольку задача была не в предоставлении вынужденного альтернативного варианта, а в сохранении уровня качества, удовлетворении всех потребностей пользователей. Компании, которые хотели закрепить за собой позиции на рынке, привлечь и удержать новых пользователей, активно занимались как вопросами продвижения своих решений, так и вопросами пересмотра уровня своих продуктов, оценки реальных потребностей рынка и качественной доработки решений. Это стало периодом роста для многих российских решений.
На момент старта массового импортозамещения Guardant уже был поставщиком целой экосистемы инструментов для защиты, лицензирования и управления продажами ПО для более 3 тыс. компаний. Основываясь на накопленном опыте, в период перестроения рынка мы создали условия для постепенного отказа корпоративных пользователей от зарубежных продуктов в пользу отечественных.
Guardant решает все задачи, связанные с защитой софта от реверс-инжиниринга и нелицензионного копирования, позволяет легко устанавливать лицензионные ограничения и контролировать их соблюдение. Платформа Guardant позволяет разработчикам ПО надежно защищать свою интеллектуальную собственность и эффективно монетизировать программные продукты.
Решения Guardant применяются во всех сегментах, занимающихся разработкой тиражируемого ПО, например, инженерное, сметное, кассовое ПО, ПО для систем видеонаблюдения, медицинского оборудования, геоинформационных систем, беспилотников, систем безопасности, автомобильной отрасли и многого другого.
Роман Мылицын, начальник отдела перспективных технологий, исследований и разработки «Группы Астра», согласен с тем, что преодоление разрыва в опыте и качестве между российскими и западными разработчиками — задача непростая: «Однако за последние несколько лет наблюдается значительный прогресс в российских ИТ-компаниях, которые активно учатся и адаптируют международные практики. Это требует не только времени, но и концентрации усилий на исследованиях и разработках, а также на привлечении квалифицированных специалистов. Я полагаю, что при должной поддержке со стороны государства и бизнеса, а также при инвестировании в образование, мы можем рассчитывать на значительное улучшение в течение следующих
«Западные разработчики действительно обладают преимуществом за счёт своего долгого пути к совершенствованию продуктов, — подтверждает Василий Саутин, руководитель дирекции по развитию бизнеса и отдела премиальных сервисов IBS, — но российские компании активно сокращают этот разрыв. Как уже ранее было сказано, ключевым фактором здесь является тесное сотрудничество между разработчиками, интеграторами и пользователями. Если продолжать инвестировать в исследования и разработки, совершенствовать технологии и готовить специалистов, то в ближайшие
«За 20 лет в консалтинге, — говорит Светлана Иванова, генеральный директор РДТЕХ, — я выработала следующие постулаты:
- Мы — горцы. Кавказ, Урал, Крым, сопки Мурманска, Владивостока, Камчатки, Сахалина, в конце концов, Воробьёвы горы — это и есть Россия. Мы гордые и самобытные. У нас есть своё лицо в этом мире и принципы жизни, которыми мы не готовы поступиться.
- Мы — лучше, чем McKinsey. Мы не будем пытаться тупо применять чужой подход к нашим реалиям, но легко можем его изучить, адаптировать и получить лучший результат и новую ценность.
- С точки зрения развития бизнеса, Россия прошла за
30-40 лет путь, который Европа и США проходили300-400 лет. Со всеми вытекающими последствиями такого ускоренного развития.
Исходя из вышесказанного, считаю, что в России сейчас достаточно высокоинтеллектуальных специалистов, имеющих опыт работы с иностранными вендорами не только в России. В этой связи, необходимые для ускоренного развития технологические и бизнес-подходы могут быть выработаны в достаточно короткий срок».
Как отмечает Михаил Чухломин, менеджер по развитию бизнеса Guardant (Компания «Актив»), ситуация очень сильно отличается в различных сегментах рынка ПО: «Например, традиционно российские программные продукты в сфере информационной безопасности славились своим высоким качеством — и зачастую превосходили зарубежные аналоги. Так же хорошо обстоят дела в сегментах видеонаблюдения, видеоаналитики, систем контроля и управления доступом. Но есть сферы, где импортозамещение идёт значительно медленнее, и в ближайшие годы в них мы едва ли сможем увидеть полноценную замену ушедшим вендорам. Такая ситуация зачастую складывается там, где — помимо программного обеспечения — требуется импортозаместить ещё и аппаратную часть, что является значительно более сложной и долгосрочной задачей. В качестве примеров можно привести телекоммуникационные и медицинские программно-аппаратные комплексы, для которых в России пока ещё нет полноценных аналогов».
«Опыт UserGate и некоторых крупных азиатских производителей показывает, что технологический разрыв можно преодолеть за достаточно короткие сроки, — были бы желание и возможность, — аргументирует Иван Чернов, руководитель технического маркетинга UserGate. — Последняя выражается как в ресурсах для непосредственно разработки, так и для внедрения и сбора обратной связи, направленной на дальнейшую модернизацию продукта. Реальные проекты очень важны. Без них ни один корпоративный продукт, даже если в его разработку вложены гигантские ресурсы, нормально работать не будет. В современных реалиях это, конечно, уже не десятилетия — но, с учётом цикла внедрения в B2B, точно годы. При выборе корпоративного поставщика стоит обращать внимание на наличие этого опыта».
По свидетельству Елены Рыковой, коммерческого директора ЛАБ СП, у большинства компаний-заказчиков уже разработаны дорожные карты по переходу на отечественное ПО: «Так или иначе, они уже давно мониторят рынок в поисках качественных отечественных решений под свои запросы. Все понимают риски использования зарубежного ПО, но для бизнеса переход на новые ИТ-системы в целом процесс сложный, трудоёмкий — и может негативно отразиться на его непрерывности. Поэтому для успешной миграции с зарубежного на отечественное ПО должны совпасть сразу несколько факторов: готовность и эффективность новых решений, их соответствие уровню зрелости процессов заказчика, наличие бюджета, достаточное количество специалистов по внедрению и т. д.»
Антон Прокопенко, директор по продуктам компании Vigo, не сомневается, что в разработке софта разрыв будет преодолён довольно оперативно: «В устройствах проблем с идеями, дизайном и их проектированием особых проблем также быть не должно. Основное отставание — в компонентной базе для устройств, и здесь надо запастись терпением, чтобы методично идти китайским путём, который там занял также десятилетия».
«Уже сейчас по ряду направлений наше ПО не уступает ни по качеству, ни по функциональному наполнению западному, — с уверенностью заявляет Леонид Михин, исполнительный директор ФЛАТ. — Но где-то этот разрыв ещё достаточно велик. Сложно ответить, какая по отставанию „средняя температура по больнице“ сейчас. Но глупо отрицать, что в общем и целом разрыв есть, особенно в части стабильности работы ПО и сложно выявляемых уязвимостей. Важно понимать, что ИT-отрасль очень специфична, особенно в части кадров. Мало того, что на рынке ощущается их нехватка, так ещё и сами кадры могут работать удалённо, из-за пределов РФ, и готовы в любой момент передислоцироваться. Для стимулирования их занятости у на отечественного разработчика необходимо продолжать давать налоговые и другие послабления работникам ИT-отрасли».
Кроме того, продолжает эксперт, для ИT-бизнеса важны предсказуемые и долгосрочные правила игры: «Мне в этой связи не очень нравится создание отдельных фондов грантовой поддержки российских ИT-компаний — поскольку что есть опасения, что поддержать могут не всех, причём выбирать поддерживаемых станут по субъективному критерию. По этой же причине льготное кредитование для отдельных представителей отрасли имеет риски преференций для отдельно взятых компаний. Хорошо было бы если и создавать какие-то фонды, то использовать их для всех желающих ИT-компаний. Например, субсидировать из данного фонда участие в мероприятиях по популяризации отечественных решений. Убеждён, что лишь в честной и конкурентной борьбе, с предсказуемыми, долгосрочными и единообразными налоговыми льготами, отечественные вендоры могут достаточно быстро выйти на „западный“ уровень — а в чём-то и превзойти своих иностранных коллег».
Как подчёркивает Наталья Кудрявцева, директор по продукту компании «МойОфис», российские вендоры вкладывают колоссальные усилия и ресурсы в НИОКР, чтобы снизить функциональный разрыв с западными решениями: «Конечно, существовать в режиме „пятилетку за 3 года“ сложно; нужно больше работать с пользователями, тщательнее выделять критичные области, чтобы эффективно распределить ресурсы и выбрать релевантные спросу рынка направления развития. Кроме того, важно учитывать, что инструменты, которые разрабатывались
По справедливому замечанию Дениса Золотова, директора по развитию ООО «Инфинити Трейд», отечественные компании вышли на рынок немного позже западных разработчиков ПО: «Это позволило взять, проанализировать, использовать, а затем и развить лучшие примеры из опыта зарубежных коллег. При этом у нас нет нужды в поддержке устаревших технологий, которые были внедрены ранее и используются уже как неизбежность. По моему мнению, российские компании уже обогнали западных коллег по многим сервисам, которые используются как обычными жителями (взять к примеру городскую и транспортную среду), так и бизнес-пользователями».
«Я думаю, что существующий разрыв в полной мере не будет преодолён никогда, — склонен считать Сергей Полунин, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании „Газинформсервис“. — В каких-то нишах российские программные решения безусловно займут своё достойное место, как это происходит сейчас. Межсетевые экраны, защищённые операционные системы и решения для АСУТП будут успешно работать и развиваться. Более того, российские решения будут экспортироваться за рубеж и успешно там применяться. Однако ИТ — это глобальная история. И если условный iPhone потенциально захотят и смогут купить 1,5 миллиарда человек, то российский аналог этих цифр не сможет достичь ни в какой обозримой перспективе. Сама постановка вопроса „конкуренция ушедшим вендорам“ как раз и не подразумевает никакой конкуренции. Пользователей поставят перед фактом: теперь в магазине — только вот такой смартфон, и точка».
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
Комментарии закрыты.