ВЦИОМ изучил мнения о социальной ответственности бизнеса
8 ноября 2023 г.
За последние 15 лет доля россиян, считающих российский бизнес социально ответственным, почти удвоилась. При этом мотивы просоциального поведения предпринимателей респонденты считают в основном прагматичными, а не идейными.
- Мнения россиян о социальной ответственности российского бизнеса разделились поровну: 44% считают его ответственным (+21 п.п. за 15 лет), 44% — не считают (-19 п.п. за 15 лет).
- По мнению каждого пятого, бизнесмены, расходующие средства на социальные цели, делают рекламу своему бизнесу (21%).
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса на тему корпоративной социальной ответственности российского бизнеса.
Забота о людях и природе
Понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) прочно вошло в мировую практику ведения бизнеса. Извлечение прибыли хотя и остается приоритетной, но далеко не единственной целью компаний. Сегодня многие из них выстраивают свою работу с учетом запросов и потребностей общества, принимая активное участие в реализации различного рода социальных проектов.
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что тема КСО пока слабо укоренилась в общественном мнении. В ходе опроса своими представлениями о том, в чем именно заключается социальная ответственность отдельно взятой компании поделился каждый второй опрошенный, столько же примкнули к рядам «затруднившихся» (по 50%). В целом содержательные ответы свидетельствуют о том, что в обществе есть два понимания этого термина: узкое, когда от компаний ожидается выполнение функций, которые в теории присущи любому бизнесу — забота о сотрудниках и повышение их благосостояния — 11% и 6% соответственно, уплата налогов — 6%, создание рабочих мест — 4%, достойные условия работы — 3%, исполнение трудового кодекса и соблюдение законодательства — по 2% и т.п. и широкое — все, что выходит за рамки этого «джентельменского набора» и может в том числе выполняться государством и некоммерческими организациями, а именно — забота о природе — 10%, помощь населению — 9%, польза обществу — 7%, порядочность — 3%, внимание к своему населенному пункту — 2%, благотворительность — 2% и т.п.
Социальная (без)ответственность
Переходить на рельсы повышенной социальной ответственности российские компании стали относительно недавно. Компаниями-первопроходцами в развитии КСО стали представители крупного бизнеса, то есть, наиболее влиятельные, амбициозные и прибыльные игроки рынка, обладающие ресурсами для изменения жизни общества к лучшему. По результатам июньского онлайн-опроса ВЦИОМ, в топ-5 социально ответственных российских компаний, по версии россиян, вошли: Газпром (средний балл — 6,7 из 10), Росатом (6,5 баллов), РЖД (6,2 балла), Аэрофлот (6,0 баллов) и Яндекс (6,0 баллов). Однако это вовсе не значит, что малые и средние предприятия оказываются за бортом — вопрос лишь в заметности и масштабе проблем, которые им под силу решить.
Октябрьский опрос показал — внедрение принципов КСО в корпоративное управление российских компаний не остается без внимания граждан. Если во второй половине
Представления россиян о российском бизнесе обусловлены возрастом, местом проживания, уровнем образования и материального положения. В том, что он является социально ответственным, чаще убеждены молодые люди
Мотивы социальной активности бизнеса
С определенными оговорками реализацию программы КСО можно рассматривать как ситуацию win-win — победу без проигравших. Наряду с другими заинтересованными сторонами (сотрудники, партнеры, общество и государство) извлекает пользу и сама компания. Согласно полученным результатам, россияне скорее склоняются к мнению, что в своем решении участвовать в жизни общества бизнес руководствуется эгоистичными мотивами (43%). Другими словами, они считают, что инвестиции в социально значимые проекты — в первую очередь важная имиджевая составляющая для бизнеса, способ прорекламировать свое дело (21%, 2008 г. — 26%), 15% назвали социальную активность «выслуживанием» перед властями, еще 7% полагают, что бизнесмены «не знают, куда девать деньги».
Альтруистические мотивы реализации принципов КСО в общей сложности назвали 35% опрошенных, в том числе 17% видят в социальной активности бизнеса стремление сделать страну лучше, решить общественные проблемы, 15% — выполнение своего гражданского долга (2008 г. — 20%) и только 3% — попытку вернуть долги обществу за неправедно нажитое состояние (9% в 2008 г.).
Жадность бизнесменов или институциональные ограничения?
За последние
По мнению каждого седьмого, российскому бизнесу «связывают руки» бюрократические препоны и ограничения (14%). Такие внешние барьеры как несовершенство законодательной базы и отсутствие государственной системы поощрений бизнеса за последние 17 лет стали звучать вдвое реже (10% vs. 19% в 2006 г. и 9% vs. 17% в 2006 г. соответственно). Только 6% объясняют безучастность бизнеса в решении социальных проблем низким уровнем прибыльности большинства российских компаний.
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ
Комментарии закрыты.