Виртуализация: экономические аспекты и российская специфика. Часть I
9 февраля 2024 г.
Современные тренды ИТ — в том числе, виртуализацию — следует рассматривать с позиций требований бизнеса, который заинтересован не в них самих, а в экономических эффектах от их внедрения. О технических аспектах виртуализации мы неоднократно говорили, но пришло время рассмотреть ее с точки зрения корпоративных заказчиков, то есть через призму актуальности для бизнес-задач и минимизации расходов.
Виртуализация как технология известна давно, корпоративные заказчики используют ее широко и успешно. Порядка 80% организаций в мире уже используют соответствующие решения как один из компонентов в составе своих ИТ-рельефов как стандарт, говорит Павел Гуральник, генеральный директор компании ISPsystem (входит в «Группу Астра»).
Павел Гуральник, генеральный директор ISPsystem: в инфраструктуре 98% компаний внедрены решения по виртуализации
«Сегодня подавляющее большинство организаций используют системы виртуализации. Существует статистика, что в инфраструктуре 98% компаний внедрены те или иные решения. Так что этот класс решений уже стал своеобразным „мейнстримом“ в ИТ. Мало кто задумывается о внедрении систем виртуализации с точки зрения экономических выгод. Хотя, если присмотреться, организации в действительности могут получать реальную финансовую выгоду. За счет специализированных функций отказоустойчивости современные системы позволяют строить инфраструктуру с уровнем доступности „пять девяток“. Это сокращает время простоя и финансовые потери компаний. Не менее важный аспект систем виртуализации — возможность консолидации ресурсов. При их эффективном использовании компании могут экономить на дорогостоящем серверном оборудовании и системах хранения», — считает Павел Гуральник, генеральный директор ISPsystem.
Сегодня основным движущим фактором импортозамещения в России является указ Президента о применении отечественного программного обеспечения на объектах КИИ и постановление Правительства о переходе на использование отечественных средств защиты информации в государственных компаниях и госкорпорациях. Кроме того, существует ряд нормативно-правовых актов, таких как ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ № 149, № 44, № 223, и целый ряд постановлений Правительства, которые регулируют импортозамещение и устанавливают жесткие сроки перехода на отечественное ПО и средства защиты информации. В связи с этим, производители должны соответствовать требованиям регуляторов и пройти сертификацию, чтобы войти на рынок. Например, ФСТЭК России начала предъявлять требования к целому ряду средств защиты информации, включая средства виртуализации.
«Любые средства виртуализации теперь обязаны проходить сертификацию, так как требуется централизованное управление виртуальными машинами. Для производителей, таких как мы, которые занимаются разработкой и производством подобных средств, это означает, что необходимо соответствовать требованиям безопасности информации и пройти сертификацию. Только после этого можно получить документ, дающий право на реализацию товара на рынке», — заключил Павел Гуральник.
В большинстве случаев корпоративные заказчики уже работают над совершенствованием имеющихся виртуальных фрагментов ИТ-рельефа. «Сегодня перед заказчиками стоят серьезные задачи, связанные с эксплуатацией, модернизацией и масштабированием существующей виртуальной инфраструктуры», — считает Рустам Рустамов, заместитель генерального директора компании РЕД СОФТ.
Причина такой популярности проста: «Виртуализация — это удобно, выгодно, отказоустойчиво», — отмечает Роман Сычев, директор по управлению сервисами в компании Angara Security. Использование возможностей виртуализации ускоряет вывод на рынок новых сервисов, говорит г-н Сычев, а также — процесс внедрения внутренних сервисов внутри компаний.
Перспективы виртуализации в российских условиях позитивные, считает Денис Мухин, директор по развитию бизнеса в компании «Увеон — Облачные технологии» (входит в «Группу Астра»). В ближайшие год-два будет экспоненциальный рост количества внедрений отечественных продуктов виртуализации внутри контура российских заказчиков, уверен г-н Мухин.
«Перспективы развития и продвижения отечественных систем виртуализации будут тесно связанны с реализацией бизнес-задач, с соответствием функциональным требованиям, с уровнем гибкости и масштабирования, а также с качеством технической поддержки, которую предоставляют разработчики», — говорит г-н Рустамов.
Для позитива есть объективные основания, которые рассмотрим подробней.
РЕД Виртуализация — среди лидеров российских систем управления виртуализацией
Классическая среда для создания виртуальной инфраструктуры РЕД Виртуализация обладает широким спектром применения — от виртуальных рабочих мест до виртуальных серверов и отказоустойчивых инфраструктурных кластеров. Продукт применяется как в малых предприятиях с локальной инфраструктурой, так и в крупных корпорациях с повышенными требованиями к масшабируемости и отказоустойчивости.
Система построена на oVirt и пакетной базе РЕД ОС. В ее среде обеспечивается «живая» миграция, отказоустойчивость, высокая доступность и катастрофоустойчивость. РЕД Виртуализация интегрирована с продуктами экосистемы РЕД СОФТ — операционной системой РЕД ОС, системой управления ИТ-инфраструктурой РЕД АДМ, системой управления базами данных РЕД База Данных.
РЕД Виртуализация входит в реестр российского ПО и соответствует требованиям по безопасности информации к средствам виртуализации, определенных ФСТЭК России.
Среди функциональных возможностей РЕД Виртуализации — централизованный интерфейс управления виртуальными дата-центрами, автоматическая балансировка между хостами кластера (живая миграция), моментальные снимки на всех типах хранилищ, полнофункциональное API, встроенное резервирование и восстановление.
РЕД Виртуализация используется в региональных органах власти, медицинских организациях, генерирующих компаниях, госкорпорациях и на объектах транспортной инфраструктуры.
«Команда РЕД СОФТ продолжает активно развивать продукт, наращивая его функциональные возможности согласно актуальным тенденциям на рынке и требованиям заказчиков», — отмечает Рустам Рустамов, заместитель генерального директора компании РЕД СОФТ.
Кратко о технологии
Виртуализация представляет собой сочетание двух давних трендов, которые все еще являются восходящими: software definition и resource sharing. Технология виртуализация позволяет на базе одной физической вычислительной системы разворачивать несколько программных сред, которые могут функционировать одновременно, но являясь при этом разделенными цифровым способом. Работа программы-гипервизора в корпоративной ИТ-инфраструктуре позволяет разворачивать новые серверы, ПК, СХД и прочие компоненты, которые являются полностью программно-определяемыми.
Программно-определяемые решения обладают целым рядом особенностей, важных для современного бизнеса. Например, это высокий уровень гибкости, ведь изменять конфигурацию виртуальных решений можно в широких пределах. Разумеется, возможности виртуальной системы — например, масштабирование — будут ограничены доступными ресурсами физической инфраструктуры, однако, если имеющихся ресурсов недостаточно, всегда можно расширить пул оборудования дополнительными серверами или — такое тоже возможно — просто перенести имеющуюся виртуальную инфраструктуру на новые мощности, например, в «облако».
Физической основой виртуализированной системы может быть как локальный набор вычислительных ресурсов, так и их логическое объединение. Гипервизор может быть развернут в масштабах одного физического ПК, а может в качестве основы использовать вычислительный кластер, тоже состоящий из реального «железа». Наиболее показательным вариантом логического объединения физических ресурсов для последующей виртуализации сегодня являются виртуальные ЦОДы.
ЦОДы тоже виртуализируют!
Одним из любопытных направлений является создание виртуальных ЦОДов — программно-определяемой совокупности «облачных» ресурсов, включающих виртуальные процессорные ядра, виртуальную оперативную память и виртуальные диски, а также один или нескольких публичных IP-адресов. В таком ЦОДе можно создавать виртуальные машины нужной конфигурации и для оптимизации их взаимодействия разворачивать и настраивать виртуальные же сети.
Российские компании представляют решения для таких систем. Например, ROSA Virtualization обеспечивает быстрое — всего за несколько часов, по заявлению разработчиков! — развертывание корпоративного виртуализированного ЦОД «из коробки». Решение поддерживает более тысячи виртуальных машин и предназначено для использования как в частных центрах обработки данных, так и в ЦОДах государственных органов.
Разумеется, виртуальный ЦОД не является противоположностью физическому — так как должен быть «приземлен» на реальной инфраструктуре — но в ряде случаев упрощает решение задач, стоящих перед корпоративными заказчиками. Например, в середине прошлого лета хостинг-провайдер RuVDS запустил виртуальный ЦОД во Владивостоке. Это позволит региональным клиентам компании пользоваться виртуальным сервером, расположенным физически рядом с ними, что существенно увеличит скорость доступа к серверным ресурсам. Такое расширение присутствия является важным в современных условиях, отметил Никита Цаплин, генеральный директор RuVDS.
Основные преимущества виртуализации
«Виртуализация давно стала неотъемлемой составляющей инфраструктур даже совсем небольших организаций», — говорит Анатолий Трифонов, руководитель отдела эксплуатации инфраструктуры и сервисов компании «Онланта» (входит в группу ЛАНИТ), отмечая, что соответствующие инструменты позволяют в разы увеличивать финансовую эффективность закупаемого оборудования и доступность конечных информационных систем, для которых создают виртуализированную инфраструктуру. Это относится абсолютно ко всем слоям инфраструктуры, отмечает г-н Трифонов: сетевой, вычислительной, хранения данных, а также «энд-юзерской» в виде решений VDI.
Однако, прежде чем рассмотреть основные преимущества, получаемые от внедрения виртуализации, отметим, что данная технология не является универсальной панацеей «от всего». У виртуализации есть «обратная сторона» — наличие дополнительного программного «слоя» (гипервизора) усложняет ИТ-рельеф, требует дополнительных мер ИБ и ресурсов под администрирование. Как это обычно бывает, на каждый выразительный «плюс» данной технологии для корпоративного заказчика приходится существенное «но», о котором следует помнить.
Итак, перейдем к рассмотрению экономических аспектов виртуализации, то есть посмотрим на все преимущества с точки зрения бизнеса. Важно, что виртуализация может помочь компаниям сэкономить деньги на ИТ-оборудовании и ИТ-услугах несколькими способами.
Оптимизация использования физической инфраструктуры…
Компании могут использовать меньшее количество физических серверов для запуска большего количества виртуальных машин. Это снижает затраты на обслуживание «железа» — не исключает полностью, а лишь снижает, но и это приятно! — а также поднимает на новый уровень гибкость инфраструктуры.
Использование виртуальных машин позволяет использовать имеющиеся вычислительные ресурсы более рачительно. Как правило, виртуальный сервер использует меньше ресурсов, чем есть у физического, что позволяет перераспределять мощности «железа» и неиспользуемые передавать другим серверам. В противном случае вычислительные мощности попросту простаивали бы, что является непозволительной расточительностью.
Возможность повысить коэффициент утилизации имеющегося ресурса физического оборудования в результате внедрения средств виртуализации, как считает Евгений Новиков, директор центра компетенций по вычислительным комплексам «Т1 Интеграция», является одним из основных мотиваторов для внедрения таких решений российскими заказчиками.
Следует помнить и про особенность момента. «Технология, позволяющая оптимизировать утилизацию серверных мощностей, для российского бизнеса в условиях ограниченного выбора серверного „железа“ стала более актуальна», — говорит Дмитрий Проданов, технический директор компании Netvision.
Сказанное для вычислительных ресурсов во многом справедливо и для дискового пространства. Виртуальные машины могут использовать пул SDD/HDD с более высокой эффективностью, «на лету» распределяя содержимое носителей «виртуалок» на свободные места физических дисков. В процессе использования виртуальные машины сжимают сохраняемые данные, что также повышает эффективность использования дискового пространства.
Наконец, сказанное в полой мере относится и к сетевым ресурсам. Однако про виртуализированные сети — SDN — мы рассказывали в конце прошлого года, поэтому подробно останавливаться на причинах эффективности такого подхода в сетевых решениях сейчас не будем.
…но «железную» ИТ-инфраструктуру придется иметь и обслуживать
Важное отличие виртуализации от использования для развития ИТ-рельефа классических «облаков» состоит в том, что при виртуализации от физической составляющей в общем случае отказаться не удастся. Аппаратная составляющая остается на стороне заказчика.
«Виртуализация — не отдельный вид нагрузки, а слой абстракции между физическим сервером и ОС», — говорит г-н Новиков, отмечая, что для разворачивания гипервизоров большинстве случаев достаточно серверов «общего профиля».
Но серверы все же должны быть достаточно мощными, напоминают в «Аквариусе», рекомендуя для разворачивания решений виртуализации старшие модели в серверных линейках — CF и AC и отмечая возможности установки больших объемов оперативной и дисковой памяти, что актуально как для классического подхода, так и для гиперконвергентного.
Важность выбора аппаратных серверов с учетом создаваемой виртуальной архитектуры и планируемых нагрузок подчеркивает и г-н Трифонов.
Однако «железо», являющееся основой для систем виртуализации, нужно администрировать, апгрейдить по мере необходимости, обновлять на нем прошивки, заменять вышедшие из строя компоненты, обеспечивать весь этот пул ресурсов энергопитанием, теплоотводом/вентиляцией, физической безопасностью и т. д.
Продолжение следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News
Комментарии закрыты.